Публикации за:
Начало активности (дата):

№ 2/2010 Февраль 2010

02.03.2010

Судебная практика. Арбитражный процесс

            21 января 2010 г. Конституционный Суд РФ принял Постановление N 1-П "По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Берег", открытых акционерных обществ "Карболит", "Завод "Микропровод" и "Научно-производственное предприятие "Респиратор”, в котором приведена позиция Конституционного Суда РФ по ряду вопросов, в связи с пересмотром судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

            Как указал Конституционный Суд РФ, пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по в новь открывшимся обстоятельствам возможен, в том числе, в случае если такой акт основан на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия была определена (или изменена) в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ или в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. По мнению Конституционного Суда РФ, данная возможность является конституционной и обоснована повышением эффективности института пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, а также расширением для лиц, участвующих в деле, возможности добиться защиты своего нарушенного права.

            При этом Конституционный Суд РФ отметил, что данное положение не означает придание обратной силы правовым позициям Высшего Арбитражного Суда РФ без учета характера спорных правоотношений. Как указал Конституционный Суд РФ, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам предполагает необходимость прямого указания в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ или в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ на возможность придания приведенному в нем толкованию норм права обратной силы. В Постановлении приведены конкретные критерии придания обратной силы правовым позициям Высшего Арбитражного Суда РФ.

            Наличие в определении коллегиального состава судей Высшего Арбитражного Суда РФ об отказе в передаче дела в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указания на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам не является обязательным условием такого пересмотра.

            Конституционный Суд РФ также указал, что вступившие в законную силу судебные акты могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам, если такие акты вынесены на основании законоположений, признанных впоследствии Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ. При этом пересмотр судебных актов в связи с признанием нормы неконституционной не может производиться без надлежащего волеизъявления заинтересованных субъектов и учета требований отраслевого законодательства.


Гражданское законодательство.
Интеллектуальная собственность. Товарные знаки

            24 февраля 2010 г. принят Федеральный закон N 17-ФЗ «О внесении изменения в статью 1501 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым сроки, пропущенные заявителем или правообладателем и предусмотренные ГК РФ в отношении процедур, связанных с экспертизой заявки на товарный знак, могут быть восстановлены по ходатайству заявителя, поданному в течение шести месяцев, со дня истечения указанных сроков (ранее срок подачи ходатайства составлял два месяца).

            21 февраля 2010 г. принят Федеральный закон N 13-ФЗ "О признании утратившим силу пункта 2 статьи 1490 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым устраняется существовавшее противоречие с нормами п. 2 ст. 1232 ГК РФ и утрачивает силу положение ст. 1490 ГК РФ, предусматривающее, что порядок государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на товарный знак устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.


Банковская деятельность

            15 февраля 2010 г. принят Федеральный закон N 11-ФЗ "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в соответствии с которым процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения,  а также процентные ставки по вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение устанавливаются по соглашению сторон, если иное не предусмотрено федеральным законом.

            По общему правилу кредитная организация не вправе в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, процентные ставки по вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами - индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Относительно кредитного договора, заключенного с заемщиком-гражданином, кредитная организация не может в одностороннем  порядке  сократить срок действия этого договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

            Указанные нормы применяются к правоотношениям, возникшим на основании договоров, заключенных после вступления данных положений в законную силу.

            Федеральный закон вступит в силу с 20 марта 2010 г.


Кадастровый учет

            28 декабря 2009 г. Министерством экономического развития РФ принят Приказ N 555 "О порядке представления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявления и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости".

            Установлено, что заявление и иные необходимые для кадастрового учета документы, представляемые в орган кадастрового учета в форме электронных документов, должны быть подписаны электронными цифровыми подписями (ЭЦП). Информация о технических требованиях размещается на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет (www.rosreestr.ru). Указаны лица, ЭЦП которых должны быть подписаны определенные документы, представляемые в форме электронных документов. Заявление и иные необходимые документы представляются заявителем либо посредством отправки через федеральную государственную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», либо через указанный выше официальный сайт органа кадастрового учета, либо посредством отправки электронной почты, либо с использованием веб-сервисов. Указаны протоколы передачи информации, с помощью которых представляются необходимые документы.

            Предусмотрено, что содержание заявления, представляемого в форме электронного документа, должно соответствовать форме, утвержденной Приказом Минюста РФ от 20 февраля 2008 г. № 34. Электронные документы представляются в виде файлов в формате XML. Соответствующие схемы размещаются на указанном выше официальном сайте органа кадастрового учета.

            Получении документов подтверждается органом кадастрового учета путем направления расписки в форме электронного документа, подписанного ЭЦП уполномоченного лица органа кадастрового учета. По выбору заявителя электронная расписка выдается посредством направления по электронной почте или с использованием веб-сервиса. Электронная расписка выдается заявителю в день поступления заявления в орган кадастрового учета.

            Приказ вступил в силу 1 марта 2010 г.


Таможенное законодательство. ТН ВЭД

            22 декабря 2009 г. Федеральной таможенной службы принято Распоряжение N 229-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров", в соответствии с которым утвержден Сборник решений и разъяснений по классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров.


Постановка на налоговый учет

5 ноября 2009 г. принят Приказ Минфина РФ N 114н "Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента".

В отношении российских организаций установлено, что заявление о постановке на налоговый учет подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по его месту нахождения. Указан перечень прилагаемых к заявлению документов. Организация, не состоящая на учете в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства) ни по одному из оснований, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, вправе подать заявление о постановке на учет одновременно с заявлением по форме N Р11001 (N Р12001, N Р13001) либо уведомлением по форме N Р13002, содержащим сведения об указанном филиале (представительстве). В остальных случаях постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (в том числе расположенных на территории одного муниципального образования) осуществляется посредством направления письменных сообщений в соответствующий налоговый орган.

            Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, организация вправе самостоятельно выбрать место постановки на учет по месту нахождения любого из таких обособленных подразделений.

            Постановка на налоговый учет осуществляется соответствующим налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления либо сообщения организации.


Ставка рефинансирования

            По информации ЦБР от 19 февраля 2010 г. с 24 февраля 2010 г. ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,5 % годовых. Последняя ставка действовала с 28 декабря 2009 г. и составляла 8,75 % годовых. В связи с этим соответственно пересмотрены процентные ставки по операциям, проводимым Банком России.