Публикации за:
Начало активности (дата):

№ 4/2010 Апрель 2010

01.04.2010

Рынок ценных бумаг

1.     4 марта 2010 г. принят Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам N 10-13/пз-н «Об утверждении Положения о видах производных финансовых инструментов», в соответствии с которым установлены виды договоров (контрактов), являющихся производными финансовыми инструментами.

Приведен перечень понятий, показателей и обстоятельств, признаваемых базисными (базовыми) активами. Установлено, что производный финансовый инструмент может иметь более одного базисного (базового) актива. Видами производных финансовых инструментов являются: (а) опционные договоры (контракты); (б) фьючерсные договоры (контракты); (в) биржевые форвардные договоры (контракты); (г) внебиржевые форвардные договоры (контракты); (д) своп договоры (контракты). В отношении каждого из указанных видов производных финансовых инструментов предусмотрены условия, при наличии которых договор признается производным финансовым инструментом определенного вида, а также условия, которые могут содержаться в соответствующих договорах. Приведены критерии, по которым опционные, фьючерсные, внебиржевые форвардные, а также своп договоры признаются приставочными либо расчетными. Установлено, что все биржевые форвардные договоры являются приставочными. Предусмотрено, что договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, могут содержать условия, прямо не указанные в Положении; такие условия не учитываются при определении вида соответствующего производного финансового инструмента.

2.     25 февраля 2010 г. принят Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам N 10-12/пз-н «Об утверждении Требований к брокеру, подписывающему проспект ценных бумаг иностранного эмитента».

На дату подписания проспекта ценных бумаг иностранного эмитента брокер должен: (а) обладать собственными средствами в размере 150 млн. руб.; (б) осуществлять брокерскую деятельность не менее трех лет; (в) за последние три года своей деятельности оказать услуги по организации размещения и (или) по размещению не менее десяти выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг.

3.     23 марта 2010 г. принят Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам N 10-19/пз-н «Об утверждении Требований к депозитариям, осуществляющим учет прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации».

Установлено, что для осуществления учета прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному размещению и (или) публичному обращению в России, депозитарии должны соответствовать следующим критериям: (а) срок осуществления такими депозитариями депозитарной деятельности должен составлять не менее одного года; (б) такой депозитарий должен оказывать услуги, связанные с получением  доходов и иных выплат по указанным ценным бумагам, каждому лицу (депоненту), права которого на ценные бумаги учитываются соответствующим депозитарием.

4.     23 марта 2010 г. принят Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам N 10-20/пз-н «Об утверждении Порядка регистрации проспектов ценных бумаг иностранных эмитентов и допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг».

Установлен порядок допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и (или) публичному обращению в России по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Порядок не распространяется на допуск к публичному обращению в Российской Федерации ценных бумаг иностранных эмитентов, которые могут быть допущены к публичному обращению в Российской Федерации на основании решения российской фондовой биржи. Установлены обязательные условия, при соблюдении которых ценные бумаги иностранных эмитентов допускаются к размещению и (или) публичному обращению в России. Предусмотрен порядок регистрации проспектов ценных бумаг иностранных эмитентов и принятия решения об их допуске к размещению и (или) публичному обращению в России. Установлены особенности регистрации проспектов облигаций иностранных государств и допуска облигаций иностранных государств к размещению и (или) публичному обращению в России.
           
5.     18 февраля 2010 г. принят Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам N 10-10/пз-н «Об утверждении Положения о порядке заверения подлинности подписи профессиональными участниками рынка ценных бумаг».

Приказ распространяется на случаи заверения подлинности подписи профессиональными участниками рынка ценных бумаг на основании договоров с другими профессиональными участниками рынка ценных бумаг, акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями  инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Подлинность подписи физических лиц на документах о переходе прав на ценные бумаги и прав, закрепленных ценными бумагами может заверяться профессиональными участниками рынка ценных бумаг, за исключением установленных законом случаев. Определен порядок заверения подлинности подписи, в соответствии с которым: лицо, обратившееся за удостоверением подлинности своей подписи представляет документ, удостоверяющий личность; а также собственноручно совершает передаточную надпись и проставляет подпись в присутствии работника профессионального участника рынка ценных бумаг, заверяющего подпись. Профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны: (а) регистрировать все случаи заверения подписи в журнале регистрации действий по заверению подписи; (б) по требованию лиц, обратившихся за заверением подлинности подписи, выдавать расписку о получении от этих лиц документов; (в) формировать электронный документ в точном соответствии и на основании сведений, закрепленных на бумажном носителе, представленном лицом, обратившимся за заверением подписи; (г) обеспечить надлежащее хранение документов в течение пяти лет, либо иного установленного договором срока.


Обращение лекарственных средств

12 апреля 2010 г. принят Федеральный закон N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», регулирующий отношения, возникающие в связи с обращением – разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом на территорию Российской Федерации, вывозом с территории Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств.

Установлен приоритет государственного контроля безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при их обращении. Действие Федерального закона распространяется на обращение наркотических средств, психотропных лекарственных средств, а также радиофармацевтических средств, с учетом особенностей, предусмотренных специальным законодательством. Результаты клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, проведенные за пределами России, признаются на территории России на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами.

Установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ при обращении лекарственных средств. Предусмотрен государственный контроль при обращении лекарственных средств, который осуществляется посредством: (а) проведения проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств определенных правил; (б) лицензирования производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности, проведения проверок соблюдения лицензионных требований и условий; (в) контроля качества лекарственных средств при гражданском обороте; (г) выдачи разрешений на ввоз лекарственных средств на территорию России; (д) проведения мониторинга безопасности лекарственных препаратов; (е) получения информации по вопросам установления и применения цен и надбавок к ним.

Федеральный закон содержит регулирование, в том числе в областях: государственной фармакопеи; осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов; производства и маркировки лекарственных средств; фармацевтической деятельности; уничтожению лекарственных средств; информации о лекарственных препаратах; а также ответственности за нарушение законодательства РФ при обращении лекарственных средств и возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие применения лекарственных препаратов.

      Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2010 г.


Некоммерческие организации

29 марта 2010 г. принят Приказ Минюста РФ N 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Утверждены формы отчетов о деятельности некоммерческих организаций,  персональном составе ее руководящих органов, о расходовании средств и об использовании иного имущества; а также специальные формы отчета для отдельных видов некоммерческих организаций (общественных объединений, религиозных организаций), и для структурных подразделений иностранных некоммерческих организаций.


Общества с ограниченной ответственностью
Судебная практика

30 марта 2010 г. Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ выпустил Информационное письмо N 135 «О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Помимо прочего, Президиум ВАС РФ в Информационном письме разъясняет, что неприведение устава ООО в соответствие с новым законодательством при первом изменении устава не является неустранимым нарушением. Суд вправе предложить ООО устранить данное нарушение. Неисполнение ООО указаний суда, по мнению Президиума ВАС РФ, является грубым нарушением законодательства. ВАС РФ обращает внимание судов, что неприведение устава ООО в соответствие с требованиями нового законодательства не влечет никаких ограничений правоспособности такого ООО, равно как и ограничения оборотоспособности долей такого ООО. Общее собрание участников ООО вправе принимать решения о внесении в устав изменений, не связанных с приведением устава в соответствие с новым законодательством, однако, такие изменения не могут быть зарегистрированы ранее приведения устава в соответствие с новым законодательством. Договоры об осуществлении прав участников ООО сохраняют свою силу и после вступления в силу нового законодательства. Информационное письмо Президиума ВАС РФ содержит также иные разъяснения относительно применения положений нового законодательства об ООО.


Преступления в сфере экономической деятельности

7 апреля 2010 г. принят Федеральный закон N 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым внесен ряд изменений, в том числе, в Уголовный кодекс РФ (УК РФ) и в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ).

Изменения, внесенные в УК РФ, коснулись ряда преступлений в сфере экономической деятельности, в частности ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности), ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство); ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность). Исключена статья 173 УК РФ (лжепредпринимательство).

Увеличены размеры крупного и особо крупного ущербов от большинства экономических преступлений. Теперь по большинству составов преступлений в сфере экономической деятельности крупный ущерб составляет 1,5 млн. руб. (ранее 250 тыс. руб.); особо крупный ущерб составляет 6 млн. руб. (ранее 1 млн. руб.). Исключения составляют, например, ст. 174 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем) и ст. 174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления). По данным статьям крупным ущербом теперь признается ущерб в размере 6 млн. руб. (ранее – 1 млн. руб.). По ст. 193 УК РФ (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте) крупным размером ущерба теперь признается 30 млн. руб. (ранее – 5 млн. руб.). По ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица) крупным размером теперь является 3 млн. руб. (ранее – 500 тыс. руб.), а особо крупным – 36 млн. руб. (ранее – 1,5 млн. руб.).

Внесен ряд изменений в УПК РФ, связанных с применением определенных мер пресечения. Заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении абсолютного большинства преступлений в сфере экономической деятельности. Также внесены изменения в ст. 106 УПК РФ, в соответствии с которой регулируется применение залога как меры пресечения.

Федеральный закон вступил в силу 9 апреля 2010 г.


Государственный кадастр недвижимости

4 февраля 2010 г. принят Приказ Министерства экономического развития РФ N 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», в соответствии с которым устанавливается структура, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структура, состав и правила ведения кадастровых дел.

Порядок не определяет правила воспроизведения кадастровых сведений на кадастровых картах и не применяется в отношении сооружений, расположенных на территории более чем одного кадастрового округа. Установлен перечень кадастровых процедур, осуществляемых органами кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а именно: внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; постановка на государственный кадастровый учет; учет изменений объекта недвижимости; снятие с кадастрового учета; внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН; исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.


Ставка рефинансирования

По информации ЦБР от 29 апреля 2010 г. с 30 апреля 2010 г. ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8 % годовых. Последняя ставка действовала с 29 марта 2010 г. и составляла 8,25 % годовых. В связи с этим соответственно пересмотрены процентные ставки по операциям, проводимым Банком России.