Публикации за:
Начало активности (дата):

№05/2009 Май 2009

05.05.2009

Рынок ценных бумаг
 
   28 апреля 2009 г. принят Федеральный закон N 74-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и статью 5 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», устанавливающий новый порядок размещения и обращения ценных бумаг иностранных эмитентов на территории России.
 
   Иностранные ценные бумаги допускаются к обращению в России при условии присвоения им международного кода (номера) идентификации ценных бумаг, международного кода классификации финансовых инструментов, а также их квалификации в качестве ценных бумаг в порядке, установленном ФСФР. К размещению и (или) публичному обращению в России могут быть допущены ценные бумаги, эмитентами которых являются: иностранные организации, учрежденные в государствах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами или наблюдателями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членами Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл); иностранные организации с местом учреждения в государствах, а равно сами иностранные государства (или их центральные банки), с которыми РФ заключено соглашение, предусматривающее порядок взаимодействия государственных органов в сфере регулирования рынка ценных бумаг; международные финансовые организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ.
 
   Установлено, что на рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение и публичное обращение, предложение неограниченному кругу лиц (в т.ч. реклама) ценных бумаг, публичное размещение (обращение) которых запрещено или не предусмотрено законодательством РФ, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством РФ.
 
   Ценные бумаги иностранных эмитентов допускаются к размещению в РФ  при  условии  регистрации ФСФР проспекта ценных бумаг, а к обращению – при условии принятия российской фондовой биржей решения об их допуске к торгам. Такое  решение биржи может быть принято на основании заявления иностранного эмитента или брокера, подписавшего проспект ценных бумаг, при условии, что ценные бумаги прошли процедуру листинга на иностранной фондовой бирже, входящей в утвержденный ФСФР перечень, и могут предлагаться неограниченному кругу лиц.
 
   Ценные бумаги иностранного эмитента, соответствующие требованиям Закона о допуске, которые не могут быть допущены к обращению на основании решения российской фондовой биржи, допускаются к публичному размещению (обращению) по решению ФСФР если такие ценные бумаги отвечают определенным в Законе критериям (и в т.ч. установленным ФСФР показателям ликвидности, инвестиционного риска). Указанное решение принимается на основании заявления российской фондовой биржи. Одновременно с таким решением принимается решение о регистрации проспекта ценных  бумаг.
 
   Учет прав на иностранные ценные бумаги, допущенные к публичному размещению (обращению) в РФ, осуществляется российскими депозитариями, которые открывают соответствующий счет в иностранной организации, осуществляющей учет прав на ценные бумаги эмитента и включенной в перечень, утвержденный ФСФР.
 
   Ценные бумаги иностранных эмитентов, которые не допущены к публичному размещению и (или) обращению в России, а также иностранные финансовые инструменты, не квалифицированные в качестве ценных бумаг, не могут предлагаться в любой форме и любыми средствами, в том числе, с использованием рекламы, неограниченному кругу лиц, а также лицам, не являющимся квалифицированными инвесторами. На их размещение и обращение в России распространяются требования и ограничения, установленные для обращения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Организатор торговли  вправе допустить к торгам ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов, при этом он не вправе раскрывать и предоставлять любым заинтересованным лицам информацию о таких ценных бумагах и сделках с ними.
 
   Кроме того, Законом установлены случаи, когда размещение иностранных ценных бумаг может быть приостановлено, предусмотрена процедура формализации завершения размещения, установлены требования к проспекту ценных бумаг, условия прекращения/возобновления торгов, о порядке раскрытия российскими биржами информации об иностранных ценных бумагах. Регулируются вопросы ответственности в случае представления недостоверной информации в проспекте ценных бумаг.
 
   Федеральный закон вступил в силу 14 мая 2009 г.
 
 
Банкротство
 
   В соответствии с Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены новые положения в законодательство о банкротстве.
 
   Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» дополнен новой главой об оспаривании сделок должника. Заявление об оспаривании сделок должника рассматривается арбитражным судом в рамках дела о банкротстве.
 
   Предусмотрена возможность признания недействительными сделок должника, совершенных им в течение года до принятия заявления о признании его банкротом, если по условиям такой сделки должник получил неравноценное встречное исполнение, в том числе, если цена сделки в худшую для должника сторону отличается от цены, по которой в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки. Сделки, совершенные должником в течение трех лет до принятия заявления о признании его банкротом и направленные на причинение вреда имущественным правам кредиторов, также могут быть признаны недействительными. Такие сделки считаются подозрительными сделками. Арбитражный суд может признать недействительными совершенные должником сделки, если они повлекли оказание предпочтения одним кредиторам перед другими, в частности, изменили очередность удовлетворения требований кредиторов.
 
   В результате признания сделки должника недействительной, все имущество, переданное должником по такой сделке, подлежит возврату в конкурсную массу, а в случае невозможности возврата, приобретатель выплачивает действительную стоимость полученного по сделке имущества должника на момент приобретения.
 
   Внесены изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», согласно которым руководитель кредитной организации при обнаружении признаков банкротства обязан уведомить Банк России о возникновении таких признаков и созвать внеочередное собрание учредителей (участников) кредитной организации для рассмотрения вопроса о ее ликвидации и направлении в Банк России ходатайства об аннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Размер ответственности  руководителей и учредителей (участников) кредитной организации определяется судом с учетом размера вреда, причиненного по вине соответствующих лиц.
 
   Федеральный закон N 73-ФЗ вступит в силу 4 июня 2009 г.
 
   В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 387 «О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации» функции по регулированию деятельности арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций возложены на Минэкономразвития России. В круг полномочий Минэкономразвития входит утверждение порядка ведения реестра арбитражных управляющих, являющихся членами саморегулируемой организации, порядок ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
 
   Постановление Правительства РФ вступило в силу 19 мая 2009 г.
 
 
Судебная и правоприменительная практика.
Банкротство

 
   Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ выработал рекомендации по рассмотрению споров, возникающих по делам о банкротстве.
 
   В Информационном письме от 14 апреля 2009 г. N 129 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами положений абзаца второго пункта 1 статьи 66 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Президиум Высшего Арбитражного Суда разъясняет вопросы, связанные с предъявлением временным управляющим требований о применении последствий недействительности ничтожных сделок и дает рекомендации по квалификации недействительных сделок как оспоримых или ничтожных в рамках рассмотрения требований временных управляющих. К оспоримым сделкам относятся, в частности: сделки, направленные на исполнение/прекращение денежных обязательств, исполнение которых с введением наблюдения не допускается; сделки, направленные на зачет встречных однородных требований, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов; сделки, совершенные без согласия временного управляющего, иные сделки, нарушающие запрет, установленный Законом о банкротстве. Ничтожными признаются, в частности, сделки: по удовлетворению требований учредителя (участника) о выделе доли (пая) учредителя (участника) в связи с и его выходом из состава учредителей (участников), сделки, направленные на удовлетворение требований, основанных на решениях о выплате дивидендов, распределении прибыли, принятых после даты введения наблюдения, договоры простого товарищества, заключенные после даты введения наблюдения.
 
   В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 апреля 2009 г. N 128 приведены рекомендации по вопросам рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с оспариванием на основании ст. 103 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» сделок, совершенных должником. В Информационном письме разъяснены вопросы признания недействительными сделок: совершенных должником с заинтересованным лицом; сделок, направленных на изменение сроков исполнения должником требований кредиторов, в частности, на перевод требований кредиторов в категорию текущих. Также в Информационном письме даны рекомендации по вопросам оспаривания зачета требований должника в счет ранее возникшего встречного требования кредитора, что повлекло предпочтительное удовлетворение требований кредитора; об оспаривании договоров залога имущества должника, об исполнении должником договоров поручительства, влекущих предпочтительное удовлетворение требований кредиторов. В Информационном письме указано, что право оспаривания сделок должника, влекущих предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, принадлежит, в том числе, лицу, ставшему кредитором должника после совершения оспариваемой сделки. При этом для признания сделки недействительной по указанному основанию не требуется, чтобы срок исполнения обязательств перед другими кредиторами наступил к моменту совершения оспариваемой сделки.
 
   Кроме того разъяснения и рекомендации по вопросам об оспаривании сделок должника в рамках дел о банкротстве содержатся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2009 г. N 32 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
 
 
Ставка рефинансирования
 
   По информации ЦБР от 13 мая 2009 г. с 14 мая 2009 г. ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 12 % годовых. Последняя ставка действовала с 24 апреля 2009 г. и составляла 12,5 % годовых. В связи с этим соответственно пересмотрены процентные ставки по операциям, проводимым Банком России.