Публикации за:
Начало активности (дата):

№10/2009 Октябрь 2009

01.10.2009


Рынок ценных бумаг

10 июня 2009 г. Федеральной службой по финансовым рынкам издан Приказ N 09-21/пз-н "Об утверждении Положения о порядке выдачи Федеральной службой по финансовым рынкам разрешения на размещение и (или) организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации", в соответствии с которым с 1 января 2010 г. вступает в силу новый порядок выдачи ФСФР России разрешения на размещение и (или) организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами РФ.

Перечень документов, представляемых заявителями для получения вышеупомянутого разрешения, был дополнен: в него включены выписка с лицевого счёта (счёта депо) акционера - владельца акций российского эмитента в случае, если заявление на получение разрешения представляется в отношении акций российского эмитента; документ, содержащий сведения об осуществлении российским эмитентом видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства; платёжное поручение, которым подтверждается факт уплаты госпошлины за рассмотрение заявления и за выдачу разрешения.

Детально регламентированы требования к содержанию заявления.  В ряде установленных случаев ФСФР России вправе проводить проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных документах.  Ранее это право ФСФР России никаким образом не ограничивалось.  Условия, при соблюдении которых выдается разрешение, остались неизменными.  Обновлены нормативы, которые должны соблюдаться при размещении и (или) организации обращения акций российского эмитента за пределами РФ.  Российский эмитент или акционер - владелец акций российского эмитента, которые предлагались к приобретению, обязан уведомить ФСФР России об итогах предложения акций к приобретению в РФ и за её пределами.  Определено, какие сведения должны содержаться в уведомлении.  Установлены случаи, в которых разрешение утрачивает силу.  Ранее действовавший порядок выдачи разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации, который был утверждён Приказом ФСФР России от 12 января 2006 г. N 06-5/пз-н, признаётся утратившим силу.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2010 г.

Общества с ограниченной ответственностью

Департамент корпоративного управления Министерства экономического развития РФ в пределах своей компетенции рассмотрел обращение, содержащее просьбу дать разъяснения положениям Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части "перерегистрации" обществ с ограниченной ответственностью, и 11 сентября 2009 г. в письме N Д06-2639 высказал свою позицию по вопросам, изложенным в обращении.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ внесены изменения в ГК РФ и Закон об обществах с ограниченной ответственностью.  Отмечается, что основной целью указанного закона является повышение инвестиционной привлекательности, совершенствование механизмов защиты прав участников обществ с ограниченной ответственностью, снижение риска "рейдерских захватов", увеличение гибкости регулирования корпоративного управления.  Уставы обществ, созданных до вступления в силу указанного Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с ним в срок до 1 января 2010 г.  Однако невыполнение этих действий обществом автоматически не влечёт недействительности его устава после 1 января 2010 г. и не может быть признано основанием для ликвидации общества по решению суда.  Исключения составляют случаи грубых или неоднократных нарушений законодательства.  Однако такие факты подлежат доказыванию при предъявлении требования о ликвидации.  При рассмотрении вопроса о ликвидации общества суд может предложить ему принять меры по устранению имеющихся в уставе расхождений с законом путем внесения необходимых изменений в установленный судом срок.  При невыполнении указаний суда решается вопрос о ликвидации общества.


Иностранные инвестиции

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" Правительство Российской Федерации 17 октября 2009 г. своим постановлением N 838 "Об утверждении Правил осуществления предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" утвердило правила, которыми определена процедура предварительного согласования сделок, влекущих за собой установление контроля, и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над стратегическими хозяйственными обществами.

Перечень таких сделок установлен указанным выше федеральным законом.  Ходатайство о предварительном согласовании подаётся иностранным инвестором в ФАС России.  В отношении каждой сделки подается самостоятельное ходатайство.  При этом заявитель указывает объём прав, которые он получит в результате осуществления сделки (с учётом ранее имевшихся прав).

При рассмотрении ходатайства ФАС в целях проверки хозяйственного общества вправе запрашивать необходимую информацию у различных органов, организаций и физических лиц.  В заявлении о предварительном согласовании сделки указываются, в том числе, существенные условия сделки, полный перечень лиц, которые смогут контролировать общество.  Необходимо приложить проект договора или иного соглашения, содержащего сведения о сделке, в том числе об объёме передаваемых прав, правах и обязанностях приобретателя, о цене и сроке сделки.

Заявление о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля и прилагаемые к нему документы составляются на русском языке.  В случае если оригиналы документов составлены на иностранном языке, они представляются с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.  Допускается подача ходатайства по доверенности.

Входящие в состав ходатайства сведения и документы должны быть полными и достоверными.  Если невозможно представить информацию в необходимом объёме, она направляется в имеющемся объёме.  При этом необходимо указать причины непредставления соответствующих сведений и документов, а также сообщить, где они могут быть затребованы.


Трудовое законодательство

В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса РФ 13 августа 2009 г. утверждён Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 588н "Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю".

Согласно принятому порядку, норма рабочего времени исчисляется исходя из 5-дневной рабочей недели и продолжительности ежедневного исполнения трудовых обязанностей.  Суббота и воскресенье являются выходными.  Если рабочая неделя составляет 40 часов, продолжительность ежедневной работы равна 8 часам, если меньше 40 часов - количеству часов в неделю, разделенному на 5 дней.  Рабочий день, предшествующий праздничному, сокращается на один час.  Если выходной день совпадает с праздничным, он переносится на следующий рабочий день.  Выходные дни не переносятся, если приостановка работы в праздничные нерабочие дни невозможна (например, на непрерывно действующих производствах, предприятиях ежедневного обслуживания населения).  Исчисленная в таком порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха.

Таким образом, норма рабочего времени конкретного месяца (за год) рассчитывается следующим образом: продолжительность рабочей недели делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели конкретного месяца (в году).  А затем вычитается количество часов, на которое сокращается рабочее время накануне нерабочих праздничных дней.

Приказ вступил в силу 17 октября 2009 г.


Судебная практика

16 октября 2009 г. принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий".  Данным постановлением даны разъяснения по должностным преступлениям - злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. Раскрываются понятия "организационно-распорядительные функции" и "административно-хозяйственные функции", выполнение которых позволяет отнести лицо к субъектам указанных преступлений.  Также обращается внимание на то, что преступные действия чиновников необходимость отграничивать от деяний лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации (деяния последних квалифицируются по другому составу - злоупотребление полномочиями).  Рассматриваются случаи, когда соответствующее деяние не может быть признано преступным (в т.ч. когда не было допущено превышения пределов крайней необходимости, когда деяние было совершено во исполнение обязательного для лица приказа или распоряжения).

В связи с принятием настоящего постановления признано не действующим Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге".


Банковская деятельность

14 августа 2009 г. Центральный банк РФ издал Указание N 2276-У "О порядке отзыва лицензии на осуществление банковских операций при снижении размера собственных средств (капитала) банка ниже уровня, установленного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".  Определены критерии установления и подтверждения факта снижения размера капитала банка, в том числе, предусмотрено, что наличие определённых оснований для отзыва у банка лицензии должно подтверждаться в ряде случаев данными отчётности банка на четыре последовательные отчётные даты по предусмотренной форме или иной информацией, полученной в ходе дистанционного надзора и (или) выявленной при проведении проверки банка (его филиала), содержащей сведения о том, что банк допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже 90 или 180 миллионов рублей в течение трех месяцев подряд; а в ряде случаев - расчётом соответствующих показателей, включённых в расчёт собственных средств (капитала), на основании данных банка по установленной форме за соответствующие периоды, в течение которых было допущено снижение.

Указание вступает в силу с 1 января 2010 г.


14 октября 2009 г. Центральный банк РФ издал Указание N 2277-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 14 января 2004 года N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций".  Указанием внесён ряд изменений в процедуру принятия Банком России решений о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций.  Теперь не требуется представление учредительного договора для госрегистрации и получения банковской лицензии кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью (с 1 июля 2009 г. согласно Закону об обществах с ограниченной ответственностью учредительный договор не является учредительным документом общества).

В некоторых случаях для создания кредитной организации может потребоваться получение согласия ФАС России.  Исключены положения, касающиеся рублевого эквивалента минимального размера уставного капитала кредитной организации.  Установлен порядок уведомления о создании представительства кредитной организации за рубежом.  Определена процедура государственной регистрации изменений в устав кредитной организации, связанных с открытием иностранного представительства.  Установлен срок принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) банковской лицензии для расширения деятельности кредитной организации.

Указание вступило в силу 24 октября 2009 г.


Ставка рефинансирования

По информации ЦБР от 29 октября 2009 г. с 30 октября 2009 г. ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 9,5 % годовых.  Последняя ставка составляла 10 % годовых и действовала с 30 сентября 2009 г.  В связи с этим соответственно пересмотрены процентные ставки по операциям, проводимым Банком России.