Публикации за:
Начало активности (дата):

Октябрь-Ноябрь 2011

30.11.2011

Юридические лица

Принят Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 393-ФЗ "О внесении изменения в статью 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О хозяйственных партнерствах". В ГК РФ внесены изменения, вступающие в силу с 01 июля 2012 г. – введена новая организационно-правовая форма «хозяйственное партнерство», которая может применяться для юридического лица, являющегося коммерческой организацией.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" определяет правовое положение хозяйственного партнерства, права и обязанности его участников, порядок его создания, реорганизации и ликвидации. Предполагается, что такую форму могут избрать организации, планирующие осуществление инновационной (в т.ч. венчурной) деятельности.

Партнерство создается двумя или более лицами. Максимальное число участников – 50. Участниками партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица, однако федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в партнерствах.

Партнерство регистрируется по правилам регистрации юридических лиц.  Учредительным документом является устав. При учреждении заключается соглашение об управлении партнерством, удостоверяемое нотариусом и находящееся у него на хранении. Соглашение и любые вносимые в него изменения не подлежат государственной регистрации, и сведения о нем и о содержащихся в нем положениях не вносятся в ЕГРЮЛ. Сторонами соглашения должны быть все участники партнерства, а также могут быть лица, не являющиеся участниками партнерства. В соглашении закрепляются права и обязанности участников, в т.ч. о продаже долей, участии в управлении, выходе из партнерства и пр.

Закон прямо предусматривает обязанность участников партнерства не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности партнерства. Предусмотрен ряд ограничений: партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг,  размещать рекламу своей деятельности, не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.

Складочный капитал партнерства разделяется на доли. Участники вправе вносить в качестве вклада деньги, ценные бумаги и другие вещи либо имущественные или иные имеющие денежную оценку права. Обязательно ведение реестра участников с указанием размеров их долей в складочном капитале, а также долей, которые принадлежат партнерству.

Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам участников. Договоры партнерства с кредиторами - субъектами предпринимательской деятельности могут содержать условия о полном или частичном прекращении обязательств партнерства перед такими кредиторами при наступлении условий, указанных в договоре, из которого возникли соответствующие обязательства. Если у партнерства отсутствует имущество или его недостаточно для удовлетворения обязательств партнерства перед кредиторами, взыскание обращается на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Обязательства перед его кредиторами могут быть также полностью или частично исполнены от имени партнерства одним, несколькими или всеми его участниками.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2012 г.

Инвестиционные товарищества

Принят Федеральный закон от 28.11.2011 № 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе", который вступает в силу с 1 января 2012 года. Закон регулирует особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (договора инвестиционного товарищества).

По этому договору двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли. Под совместной инвестиционной деятельностью понимается деятельность по приобретению и (или) отчуждению не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ, товариществ, финансовых инструментов срочных сделок, а также долей в складочном капитале хозяйственных партнерств.

Договор инвестиционного товарищества должен быть заключен с указанием срока (но не более 15 лет) или с указанием цели, для достижения которой он заключается. Сторонами договора могут быть коммерческие и некоммерческие организации (в случаях, установленных федеральным законом), а также индивидуальные предприниматели. Число участников товарищества не должно превышать 50. Одно лицо может участвовать в нескольких товариществах одновременно.

Указаны условия, которые должны содержаться в договоре, в т.ч. размер и состав вкладов, сроки и порядок их внесения; размер долей каждого из товарищей и порядок их изменения; совокупный размер вкладов; ответственность за нарушение обязанности по внесению вкладов. Условия договора не подлежат раскрытию и охраняются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне", за исключением случаев, когда раскрытие существенных условий для неограниченного круга лиц осуществляется по общему согласию всех товарищей. При этом установлено, что соглашение об установлении негласного инвестиционного товарищества ничтожно.

Для ведения общих дел товарищества выбирается управляющий товарищ или управляющие товарищи. Права и обязанности всех товарищей установлены Законом, при этом договор может предусматривать и иные.

Договор инвестиционного товарищества, все изменения и приложения к нему,  доверенность на ведение общих дел подлежат нотариальному удостоверению. Один из экземпляров хранится у нотариуса по месту нахождения уполномоченного управляющего товарища.

В соответствии с Федеральным законом от 28.11.2011 № 336-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инвестиционном товариществе" в НК РФ  появилась новая ст. 24.1, регулирующая участие налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества. Каждый товарищ самостоятельно исполняет обязанности по уплате налога на прибыль и НДФЛ, возникающие в связи с его участием в договоре. Обязанность по уплате иных налогов и сборов, связанных с выполнением договора инвестиционного товарищества, возлагается на управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета. Он должен представлять в налоговый орган расчет финансового результата инвестиционного товарищества, форма которого утверждается Минфином России. Он также несет ответственность за нарушения налогового законодательства, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества. Внесены соответствующие изменения в положения норм НК РФ по НДС, НДФЛ, налогу на прибыль, налогу на имущество организаций.

Строительство

Принят Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законодательство о градостроительной деятельности теперь регулирует также отношения по эксплуатации зданий, сооружений. 

С 01.04.2012 г. предусмотрена возможность проведения как государственной, так и негосударственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации. Юридические лица, которые будут проводить негосударственную экспертизу, подлежат аккредитации, а физические лица – аттестации. Предусмотрены квалификационные требования для экспертов. Установлен порядок ведения соответствующих реестров.

С 07.12.2011 г. предусмотрена обязанность лица, осуществляющего строительство, по передаче застройщику после окончания строительства объекта капитального строительства проектной и иной документации, необходимой для эксплуатации такого объекта. Установлены также сроки и порядок передачи разрешения на ввод в эксплуатацию органу строительного надзора. Кроме того, в отношении саморегулируемых организаций их субсидиарная ответственность заменена на солидарную ответственность по обязательствам членов СРО, возникшим вследствие причинения вреда.

С 01.04.2012 года расширяются полномочия органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности в части вопросов проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий, порядка аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы; порядка ведения государственного реестра аккредитованных и аттестованных лиц, а также непосредственно ведение таких реестров.

С 01.01.2013 г. вводятся в действие положения Градостроительного кодекса, которые устанавливают требования к эксплуатации зданий, сооружений. В частности, прямо закреплено, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Указываются лица, ответственные за реализацию указанных мероприятий. Предусматриваются обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения. Также будут обновлены положения о возмещении вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.

С этой же даты вводятся изменения в Гражданский кодекс, в частности в ст. 64 ГК РФ об очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица: в первой очереди будут помимо прочего удовлетворяться требования о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения. Также дополнена ст. 1064 ГК РФ: законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.


Противодействие легализации доходов

С 22 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Уточняются права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Закрепляются понятия “организация внутреннего контроля” и “осуществление внутреннего контроля”. Так, под последним понимается  реализация правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. Определены обязанности организаций в части разработки правил внутреннего контроля.

Предусмотрено право Росфинмониторинга затребовать дополнительную информацию об операциях клиентов. Банки по такому запросу должны будут, помимо прочего, представлять данные о движении средств по счетам (вкладам) клиентов. Объем и характер запрашиваемой дополнительной информации будет определен Правительством РФ.

Увеличен срок представления в Росфинмониторинг сведений о контролируемых и подозрительных операциях - с 1 до 3 рабочих дней после их совершения (выявления). Закон также предусматривает, что теперь подлежит обязательному контролю сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма такой сделки равна или превышает 3 миллиона рублей.

Внесены изменения в КоАП о видах и мерах ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов. В зависимости от характера нарушения неправомерные действия могут повлечь административное приостановление деятельности до 90 суток, предупреждение, штраф в размере до 1 000 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет.


Права потребителей. Перечень технически сложных товаров

Опубликовано Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров". Данным актом существенно обновлен перечень технически сложных товаров, для которых применяются специальные нормы Закона «О защите прав потребителей». Так, к технически сложным товарам отнесены, в частности: легковые автомобили, мотоциклы, стационарные и портативные компьютеры, различные виды крупной бытовой техники, телевизоры, устройства навигации и беспроводной связи с сенсорным экраном и двумя и более функциями. Прежний перечень, утвержденный постановлением Правительства от 13 мая 1997 г. N 575 утратил силу.