Публикации за:
Начало активности (дата):

Информационный бюллетень. Налоги. Январь 2013

24.01.2013

Новый закон о бухгалтерском учете

6 декабря 2011 г. Президент РФ подписал федеральный закон № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Цель закона состоит во введении более эффективного регулирования бухгалтерского учёта, отражающего современные рыночные отношения, и отмене устаревших норм. Закон вносит ряд значимых изменений в регулировании бухгалтерского учёта.
Внесенные данным  законом изменения в порядок бухгалтерского учета будут иметь важное значение и для целей налогообложения, в частности для целей документального подтверждения расходов по налогу на прибыль.
 
Закон отменил обязанность коммерческих организаций применять унифицированные формы первичных документов. Теперь для документального подтверждения расходов формы первичных учётных документов должны утверждаться руководителем коммерческой компании по представлению главного бухгалтера. При этом такие формы должны иметь обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона. Необходимо отметить, что если коммерческая организация продолжает применять унифицированные формы первичных документов, то она также обязана утвердить их для соответствия требованиям Закона.

Закон вступил в силу с 1 января 2013 г.

Уточнена дата реализации недвижимого имущества

29 ноября 2012 г. Президент РФ подписал федеральный закон № 206-ФЗ, вносящий изменения в Налоговый кодекс РФ (далее – "Закон № 206-ФЗ").
Закон устанавливает, что датой реализации недвижимого имущества признается дата передачи недвижимого имущества приобретателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества. Таким образом, устранена ранее существовавшая неопределённость по вопросу о том, что считать датой реализации недвижимого имущества: (i) дату акта приёмки-передачи недвижимого имущества; (ii) дату подачи документов на государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимое имущество; (iii) дату государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.
Закон также уточняет, что начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в т.ч. по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.

Закон вступил в силу с 1 января 2013 г.

Продлено действие коэффициентов, применяемых для расчета предельного размера процентов по займам

Закон № 206-ФЗ продлил действие коэффициентов, с помощью которых рассчитывается предельный размер процентов по займу (кредиту), подлежащих вычету в целях налога на прибыль. Как и в 2012 г., предельный размер     процентов,      подлежащих       вычету, не может превышать ставку рефинансирования ЦБ   РФ   (сейчас   –   8,25%),     умноженную     на
коэффициент 1,8, если заём (кредит) выражен в рублях, и ставку рефинансирования ЦБ РФ, умноженную на коэффициент 0,8, если заём (кредит) выражен в иностранной валюте.

Закон вступил в силу с 1 января 2013 г.

Уточнено определение остаточной стоимости основного  средства, по которому  была применена амортизационная премия

Закон № 206-ФЗ установил, что остаточная стоимость основных средств, в отношении которых была применена амортизационная премия,   рассчитывается   как   разница   между первоначальной стоимостью основных средств и амортизационной премией. При этом такая разница подлежит уменьшению на сумму амортизации, начисленной за период эксплуатации основных средств.

Закон вступил в силу с 1 января 2013 г.

Восстановление амортизационной премии

Закон № 206-ФЗ внёс изменения в порядок восстановления амортизационной премии. Теперь налогоплательщик обязан восстановить амортизационную премию только в том случае, когда он реализует основное средство, в отношении которого он применил амортизационную премию, ранее чем               по истечении 5 лет с момента введения его        в эксплуатацию лицу, являющемуся взаимозависимым с налогоплательщиком. Налогоплательщик восстанавливает амортизационную премию путём отражения её в составе: (i) внереализационных доходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором была осуществлена реализация основных средств;    и (ii) внереализационных расходов, увеличивающих остаточную стоимость реализованных основных средств,    на которую налогоплательщик уменьшает налогооблагаемые доходы от реализации основных средств. Таким образом, фактически восстановление амортизационной премии в составе амортизационных доходов не приводит для налогоплательщика к увеличению налога на прибыль, поскольку амортизационная премия также отражается в составе внереализационных расходов. Как следствие, рассматриваемые изменения не приводят к увеличению налогового бремени по налогу на прибыль для налогоплательщика, реализовавшего основные средства. НК РФ не требует восстанавливать амортизационную премию при реализации основных средств независимому лицу.

Изменения применяются при реализации основных средств, начиная с 1 января 2013 г.

Расширено понятие безнадежных долгов

Закон № 206-ФЗ расширил понятие безнадёжных долгов. Теперь данное понятие включает в себя долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям: (i) невозможно установить место нахождения должника, его имущества           либо получить сведения о наличии принадлежащих     ему     денежных    средств    и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях; (ii) у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом -исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Закон вступил в силу с 1 января 2013 г.

Изменения по налогу на имущество

29 ноября 2012 г. Президент РФ подписал федеральный закон № 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – "Закон № 202-ФЗ"). Закон расширил перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество. Важным нововведением стало то, что движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, не подлежит налогообложению налогом на имущество. Данное нововведение будет иметь положительный эффект для сделок с движимым имуществом (например, для договоров лизинга движимого имущества), поскольку снижает общее налоговое бремя для сторон таких сделок. Закон позволяет субъектам РФ не устанавливать налоговые ставки в законах, которыми вводится в действие налог на имущества. В таком случае будут применяться предельные ставки, предусмотренные пп. 1 и 3 ст. 380 НК РФ. По общему правилу, предельная ставка составляет 2,2%.

Закон вступил в силу с 1 января 2013 г.

Изменения по транспортному налогу

Закон № 202-ФЗ позволяет субъектам РФ не устанавливать налоговые ставки в законах, которыми вводится в действие транспортный налог. В таком случае налогообложение производится по предельным налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 361 НК РФ.

Закон вступил в силу с 1 января 2013 г.

Изменения по земельному налогу

Закон № 202-ФЗ позволяет муниципальным собраниям (городам Москве и Санкт-Петербургу) не устанавливать налоговые ставки в нормативных правовых актах, которыми вводится в действие земельный налог. В таком случае налогообложение производится по предельным налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 НК РФ. По общему правилу, предельная ставка составляет 1,5%.

Закон вступил в силу с 1 января 2013 г.

Ратификация протокола, вносящего изменения в соглашение об избежании двойного налогообложения между Люксембургом и Россией

30 декабря 2012 г. Президент РФ подписал федеральный закон № 301-ФЗ, которым был ратифицирован протокол 21 ноября 2011 г. (далее – "Протокол"), вносящий существенные изменения в соглашение об избежании двойного налогообложения между Люксембургом и Россией от 28 июня 1993 г. (далее – "Соглашение"). Протоколом расширены положения, касающиеся обмена информацией между налоговыми органами России и Люксембурга. Новая редакция ст. 26 "Обмен информацией" Соглашения предусматривает, что государство, которому был направлен соответствующий запрос, принимает меры для получения запрашиваемой информации даже в случае, если оно в такой информации не нуждается. При этом в предоставлении информации не может быть отказано на том основании, что этой информацией располагает какой-либо частный субъект (банк, доверительный управляющий и т.п.). Данная мера позволяет российским налоговым органам эффективно получать не только сведения, уже имеющиеся у налоговых органов Люксембурга, но и дополнительную информацию, для раскрытия которой требуется активная деятельность последних. Минимальная ставка налога, применяемого к дивидендам, снижена с 10% до 5%. В понятие "дивидендов", помимо доходов по акциям, включены проценты, переквалифицируемые в дивиденды по национальному законодательству (применительно к России такая переквалификация осуществляется в соответствии с пп. 2 – 4 ст. 269 НК РФ), выплаты по паям ПИФов или аналогичных коллективных форм инвестирования. После вступления в силу Протокола доходы лица с постоянным местопребыванием в одном государстве от отчуждения акций, более 50% стоимости которых прямо или косвенно представлено недвижимым имуществом, расположенным в другом государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве. Как следствие, доходы от реализации акций компании, которая владеет недвижимым имуществом в России, могут облагаться налогом в России. Изменён порядок налогообложения "других доходов". Сейчас такие доходы подлежат налогообложению в государстве постоянного местопребывания получателя доходов. После вступления протокола в силу такие доходы могут также облагаться налогом в том государстве, где они возникают. Протокол не предусматривает переходных периодов для вступления в силу его положений, в отличие, например, от протокола  от 7 октября 2010 г. к соглашению об избежании двойного налогообложения между Кипром и Россией. Это означает, что у налогоплательщиков будет ограниченное время для подготовки к новому режиму налогообложения трансграничных выплат между Россией и Люксембургом.

По состоянию на 30 декабря 2012 г. протокол не вступил в силу.

Исключение Кипра из перечня офшорных зон Минфина РФ

21 августа 2012 г. Минфин РФ издал приказ № 115н.
Перечень иностранных государств, которые признаются офшорными зонами, определены Минфином РФ в приказе от 13 ноября 2007 г. № 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)". Положения подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ не позволяют применять льготную ставку в размере 0% к дивидендам, полученным российской организацией от компаний-резидентов иностранных юрисдикций, включённых в указанный перечень. Приказ предусматривает исключение Кипра из перечня офшорных зон Минфина РФ. Это делает возможным налогообложение налогом на прибыль по ставке 0% дивидендов, полученных российскими организациями от кипрских компаний.

Приказ вступил в силу с 1 января 2013 г.