Публикации за:
Начало активности (дата):

Август 2012

14.09.2012

Антимонопольное  законодательство

09 августа 2012 г. зарегистрирован в Минюсте РФ и опубликован Приказ ФАС России от 25.05.2012 N 345 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией".
В рамках государственного контроля по соблюдению антимонопольного законодательства ФАС России имеет право получать (с соблюдением требований законодательства о государственной, банковской и коммерческой тайне) от физических и юридических лиц документы и сведения, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении о нарушении.
 
Обозначен срок установления ФАС России доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявления и материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства - 3 месяца. Критерии признания доминирующего положения на рынке содержатся в ФЗ №135 «О защите конкуренции».

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждается на основании приказа руководителя антимонопольного органа и рассматривается комиссией в срок, не превышающий 9 месяцев. Результатом рассмотрения дела является принятие комиссией решения об установлении или отсутствии доминирующего положения хозяйствующего субъекта, которое размещается на официальном сайте ФАС РФ.
 
5 августа 2012 г. вступил в силу Приказ ФАС России от 28.06.2012 № 433 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации». Приказом закрепляется понятие «Банковская услуга». Особое внимание уделяется особенностям анализа состояния конкуренции в этом секторе. В частности, при анализе, в качестве исходной информации используются сведения, полученные от Центрального банка РФ. При выявлении свойств банковской услуги, определяющих выбор покупателя, анализируются: 1) срок предоставления банковской услуги, территория, на которой предоставляется услуга, сумма, на которую оказывается услуга; 2) условия и способ реализации банковской услуги, в том числе требования, предъявляемые к потребителю услуги, необходимые для получения услуги документы; 3) деловая репутация кредитной организации.   Приказом определены барьеры входа на товарный рынок.
По результатам проведения анализа состояния конкуренции составляется отчет, содержащий сведения об использованных источниках информации и результаты проведенного анализа. Отчет размещается на официальном сайте ФАС России - http://fas.gov.ru/.

16 августа 2012 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 02 августа 2012 г. № 787 «О внесении изменений в Правила осуществления предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Постановлением предъявляется новое требование к информации, предоставляемой в ФАС России для согласования сделки - следует предоставлять сведения о наличии у гражданина РФ, осуществляющего контроль над лицом, направившем заявление о согласовании сделки, гражданства иных государств, а также сведения о том, является ли указанный гражданин налоговым резидентом РФ.

Устанавливается срок подписания соглашения между ФАС России и лицом, направившем заявление о согласовании сделки (далее – «Соглашение») - 30 дней с даты поступления в ФАС России решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ о предварительном согласовании сделки.

Изменяется дата вступления в силу Соглашения – с момента оформления решения ФАС России о предварительном согласовании сделки (ранее действующим Постановлением № 836 было предусмотрено, что Соглашение вступает в силу с даты его подписания). Постановление также обязывает иностранного инвестора информировать ФАС России о реализации сделки, согласование которой осуществлялось.

На сайте ФАС РФ опубликован Приказ ФАС России от 04 июня 2012 г. N 360 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по надзору за соблюдением законодательства о рекламе путем проведения проверок соблюдения законодательства РФ о рекламе". Регламент определяет состав, сроки и последовательность административных действий ФАС России при проведении проверок соблюдения законодательства РФ о рекламе, в том числе порядок и форму проведения проверок, полномочия должностных лиц ФАС России, а также права и обязанности субъектов проверки. Срок проведения проверки, не может превышать 20 рабочих дней (в исключительных случаях срок может быть продлен на 10 рабочих дней). Антимонопольный орган вправе проводить выездные и документарные, плановые и внеплановые проверки. Ежегодный план проверок согласовывается с прокуратурой и размещается на официальном сайте ФАС РФ. Внеплановые проверки проводятся на основании истечения срока исполнения, выданного антимонопольным органом, предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований; обращений и заявлений физических и юридических лиц; распоряжения руководителя антимонопольного органа.

Валютные операции

Опубликована Инструкция Банка России от 04 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
Данная Инструкция с 1 октября 2012 года заменит действующую в настоящее время инструкцию Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И. Инструкция вводит новое регулирование о представлении резидентами документов и информации уполномоченным банкам при осуществлении валютных операций в иностранной валюте, а также резидентами и нерезидентами - при осуществлении валютных операций в рублях.

Установлен порядок оформления, закрытия, переоформления паспорта сделки, представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, формирования и ведения ведомости банковского контроля, перевода паспорта сделки в другой уполномоченный банк и особенности учета валютных операций по аккредитивам.
Также регулируется обмен документами и информацией между резидентами (нерезидентами) и уполномоченными банками; осуществление уполномоченными банками контроля при представлении резидентами (нерезидентами) документов и информации; вопросы хранения банками информации, ведения досье валютного контроля.

Предусматриваются переходные положения, в частности, установлено, что паспорта сделок, оформленные до вступления в силу Инструкции, действуют до их закрытия или внесения в них изменений по основаниям, предусмотренным Инструкцией.

В качестве приложения к Инструкции приводятся: формы справки о валютных операциях и паспорта сделки с подробным описанием порядка их заполнения; список кодов по видам операций. Также указываются документы, необходимые для оформления паспорта сделки, приводятся основания для отказа в оформлении и указывается порядок закрытия паспорта сделки.
Инструкция не распространяется на осуществление валютных операций по счетам, открытым в Банке России, на осуществление валютных операций федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством РФ на осуществление валютных операций, а также на договоры, сумма обязательств по которым не превышает 50 тысяч долларов США.

Таможня. Паспорт сделки

Опубликован Приказ ФТС России от 20 июля 2012 г. N 1470 "О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров".
Согласно Приказу, таможенные органы не вправе требовать представления паспорта сделки при подаче декларации на товары в электронной форме, при этом сохраняется требование указывать номер паспорта сделки в декларации на товары в установленном порядке. Таможенным органам надлежит осуществлять проверку достоверности заявляемых в декларациях на товары сведений о паспорте сделки с использованием центральной базы данных валютного контроля и ежемесячно направлять в Банк России информацию о выявленных случаях несоответствия информации, содержащейся в электронной базе данных, сведениям о паспорте сделки, заявленным в декларации на товары.

Приказ вступает в силу с 30 сентября 2012 г., а Приказ ФТС России от 9 марта 2011 г. N 513 "О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенные процедуры экспорта и временного вывоза" признается утратившим силу.

Судебная практика. Судебные расходы

Опубликовано Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2012 г. № 43 «О внесении изменений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».
Пленум ВАС РФ дополнил ранее данные разъяснения относительно вопросов, возникающих в судебной практике при применении положений АПК РФ о судебных расходах.
В частности, рассмотрен вопрос определения начала течения шестимесячного срока, в течение которого может быть подано заявление по вопросу о судебных расходах.

По общему правилу, последним судебным актом, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу, для целей исчисления шестимесячного срока, следует считать решение/постановление суда первой/ апелляционной/кассационной инстан-ции, а также определение об оставлении искового заявления без рассмотрения, определение о прекращении производства по делу.

Вопрос о принятии заявления о судебных расходах к производству арбитражного суда решается в пятидневный срок со дня поступления такого заявления в арбитражный суд. Такое заявление должно быть рассмотрено судьей единолично в 3 месячный срок.

В случае пропуска срока на подачу заявления о судебных расходах заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о его восстановлении. В случае подачи заявления о судебных расходах с пропуском шестимесячного срока в отсутствие ходатайства о восстановлении срока данное заявление арбитражным судом не рассматривается и возвращается заявителю.

В Постановлении уточняется порядок возмещения расходов, понесенных стороной при рассмотрении заявления о судебных расходах и порядок подачи заявления о судебных расходах, понесенных на стадии исполнения судебных актов.

Законотворчество. Примирительные процедуры

В Государственной Думе РФ находится на рассмотрении Проект Федерального закона N 121844-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур" (далее – «Законопроект»).
В Законопроекте предусматриваются дополнительные, по отношению к медиации, возможности урегулировать переданный в арбитражный суд спор при содействии судебного примирителя, закрепляется процессуальный институт судебного примирения, определяются принципы примирительных процедур, их основные разновидности: переговоры, посредничество, медиация, судебное примирение.

Предполагается возможность проведения примирительных процедур по любому делу и на любой стадии арбитражного процесса по ходатайству стороны или по предложению арбитражного суда при согласии сторон. К числу результатов примирения относятся: мировое соглашение, заключаемое в отношении всех или части требований, частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, соглашение по обстоятельствам дела.

К осуществлению функций судебных примирителей предлагается привлекать помощников судей, не принимающих участие в рассмотрении дела, сотрудников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование, и судей в отставке. Предполагается, что порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю будут определены Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Законопроектом предлагаются меры, стимулирующие использование примирительных процедур в виде возврата до 70 % государственной пошлины истцу при заключении мирового соглашения, отказе от иска, признании ответчиком иска.