Публикации за:
Начало активности (дата):

Информационный бюллетень. Обзор изменений законодательства

15.04.2013

Информационный Бюллетень

Обзор изменений законодательства
Февраль-март 2013

Валютное законодательство

13 февраля 2013 г. вступили в силу изменения в часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за незаконные валютные операции (ФЗ РФ от 12 ноября 2012 г. № 194-ФЗ).
Изменения продиктованы главным образом необходимостью устранения противоречий в правоприменительной практике органов валютного контроля и судов и приведения КоАП РФ в соответствие с валютным законодательством.

По новой редакции части 1 статьи 15.25 КоАП незаконными являются валютные операции, которые прямо запрещены валютным законодательством или осуществляются с нарушением требований такого законодательства, включая:

а) куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в т.ч. дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки;

б) осуществление валютных операций и расчетов по ним, минуя счета в уполномоченных банках или счета за рубежом, в случаях, непредусмотренных валютным законодательством РФ;

в) осуществление валютных операций и расчетов по ним за счет средств, зачисленных на счета (вклады) за рубежом, в случаях, непредусмотренных валютным законодательством РФ.
Штраф за данные правонарушения составляет от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Представляется, что новая редакция статьи КоАП РФ может создать проблемы для резидентов, имеющих счета за рубежом.

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – «Закон»), оговаривая ограниченный перечень оснований для зачисления средств на зарубежные банковские счета нерезидентов, при этом прямо не запрещает зачислять средства на эти счета в иных случаях. Примерами таких прямо не предусмотренных Законом, но, тем не менее, довольно широко распространенных на практике операций являются зачисление  дивидендов, поступление доходов по ценным бумагам или в связи с их продажей, получение заработной платы работником-резидентом от компании – нерезидента. Изменения в КоАП РФ дают основания рассматривать любое  использование таких, а также иных средств, зачисленных на зарубежные счета в случаях, прямо неуказанных в Законе, как незаконную валютную операцию.

Банки

Опубликован Федеральный закон от 14 марта 2013 г. № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Изменения касаются деятельности иностранных банков на территории РФ. Теперь филиалы иностранных банков исключены из банковской системы РФ.
Соответственно, утратили силу законодательные положения, предусматривавшие необходимость получения разрешения на создание филиалов иностранных банков на территории РФ, их государственную регистрацию и получение ими лицензий на осуществление банковской деятельности в России. Таким образом, на территории РФ филиалы иностранных банков открыты быть не могут.

Напомним, что ранее, несмотря на наличие в законе требования о государственной регистрации филиалов иностранных банков, порядок такой регистрации так и не был разработан. Таким образом, изменения фактически приводят  законодательство в соответствие с существовавшей правоприменительной практикой.

Закон вступил в силу 26 марта 2013 г.

Государственная регистрация прав аренды

Опубликован Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Устранена неопределенность в отношении государственной регистрации аренды. Напомним, ранее вступившие в силу изменения в часть 1 ГК РФ, направленные на исключение института «двойной» регистрации, предусматривали отмену с 01 марта 2013 года норм о государственной регистрации некоторых договоров в отношении недвижимого имущества, включая договоры аренды недвижимого имущества, заключенные на срок более одного года. Однако в связи с тем, что регистрация права аренды недвижимости  осуществлялась посредством регистрации соответствующего договора аренды, в силу этих изменений в ГК РФ фактически исчезло и правовое основание для регистрации прав аренды и появился риск «многократной» аренды одного и того же недвижимого имущества. Федеральным законом № 21-ФЗ от 04 марта 2013 г. законодатель устранил возникшую правовую неопределенность в отношении договоров аренды недвижимого имущества, исключив эти договоры из перечня сделок, неподлежащих государственной регистрации. Таким образом, восстановлены ранее действующие положения о государственной регистрации договоров аренды.

Закон вступил в силу 4 марта 2013 г., со дня его официального опубликования.

Юридические лица. Ассоциации (союзы)

Опубликован Федеральный закон от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

Изменения касаются такой организационно-правовой формы некоммерческих организаций как ассоциации (союзы).  Вводится законодательное определение этой формы НКО - «объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей». Предусмотрено, что единственным учредительным документом ассоциации является устав. В отличие от ранее действующего положения о субсидиарной ответственности членов по обязательствам ассоциации вводится общее правило, согласно которому члены ассоциации не отвечают по ее обязательствам, за исключением случая, когда законом или уставом субсидиарная ответственность предусмотрена. Аналогичным образом установлено, что ассоциация отвечает по обязательствам своих членов только в случае, если это предусмотрено законом. Введено правило о минимальном количестве членов ассоциации. Их должно быть не менее пяти. Иные требования к минимальному количеству членов и особенности правового статуса ассоциации могут вводиться специальными законами. Законодательно определены особенности управления ассоциацией, а также детализированы права и обязанности членов ассоциации. Учредительные документы ранее созданных ассоциаций подлежат приведению в соответствие с новыми положениями закона при первом их изменении.

Изменения вступили в силу 12 февраля 2013 г., со дня официального опубликования закона.

Антимонопольное законодательство

26 февраля 2013 г. в Минюсте РФ зарегистрирован Приказ ФАС РФ № 544 от 24 августа 2012 г. «Об утверждении порядка пересмотра предписания, выданного в случаях, установленных статьей 33 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Приказ»).

Приказ издан во исполнение статьи 33 Федерального закона РФ «О защите конкуренции», частью 11 которой предусмотрена возможность изменения содержания и порядка исполнения предписания ФАС РФ (т.е. обязательного к исполнению акта антимонопольного органа, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией) в случае изменения продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утраты хозяйствующим субъектом доминирующего положения.

Установлено, что антимонопольный орган может пересмотреть предписание как по обращению лица (группы лиц), которому выдано предписание и которое осуществляет действия, требующие предварительного согласия (уведомления) антимонопольного органа, так и по собственной инициативе. В любом случае пересмотр предписания не может ухудшать положение лица, которому оно выдано.

Заявление подается в антимонопольный орган, выдавший предписание, в произвольной форме в письменном виде. К заявлению прикладываются документы, свидетельствующие о наличии оснований для пересмотра предписания. Антимонопольный орган рассматривает заявление в течение одного месяца и по итогам выносит решение о его удовлетворении и пересмотре предписания или об отказе в удовлетворении заявления.

Судопроизводство

Опубликован Федеральный закон № 20-ФЗ от 4 марта 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Изменения, в частности, внесены в законы «О статусе судей в Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и ГПК РФ.

Мировому судье теперь предоставлено право не составлять мотивированное решение суда по рассмотренному делу в случае отсутствия заявлений об обратном от лиц, участвующих в деле. В резолютивной части решения мировой судья обязан разъяснить участникам процесса порядок направления заявлений о составлении мотивированного решения. Такое заявление может быть подано лицом, участвующим в деле, в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения, если это лицо (его представитель) присутствовало в судебном заседании, и в течение пятнадцати дней – если не присутствовало. Мотивированное решение должно быть составлено в течение пяти дней со дня поступления заявления.

Председателю районного суда предоставлено полномочие своим мотивированным распоряжением перераспределять в зависимости от нагрузки часть судебных дел от одного мирового судьи одного судебного участка другому мировому судье другого судебного участка в пределах одного судебного района.

Изменения в указанные законы вступили в силу 4 апреля 2013 г.

Судебная практика. Оговорка о публичном порядке

2 апреля 2013 г. на сайте ВАС РФ опубликовано Информационное Письмо Президиума ВАС РФ от 26 февраля 2013 года № 156 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений» (далее – «Обзор»).

Президиум ВАС РФ подготовил рекомендации по одному из наиболее «проблемных» вопросов в практике рассмотрения дел о привидении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений – применению оговорки о публичном порядке как основания для отказа в таком исполнении.

В Обзоре предлагается определение понятия публичного порядка, под которым понимаются «фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы государства».

В целом Информационное Письмо демонстрирует стремление ВАС противодействовать случаям «злоупотребления» этой оговоркой и неоправданным отказам в исполнении решений иностранных судов и арбитражей со ссылками на публичный порядок. Так, например, Президиум ВАС РФ указывает, что оговорка о публичном порядке имеет экстраординарный характер и не может подменять специальные основания для отказа в приведение иностранных судебных и арбитражных решений в исполнение. Президиум ВАС РФ отметил, что отсутствие в российском законодательстве аналога института, существующего в иностранном законе, само по себе не может служить основанием для применения оговорки о публичном порядке.

По словам Председателя ВАС РФ, Обзор призван способствовать формированию, «предсказуемого правового режима принудительного исполнения иностранных судебных и арбитражных решений».

Судебная практика. Адрес юридического лица

Подготовлен проект Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».

В проекте Постановления указывается, что местонахождение юридического лица, отражаемое в уставе, определяется наименованием населенного пункта и (или) муниципального образования. Соответственно, изменения в ЕГРЮЛ данных об адресе в пределах местонахождения юридического лица не влечет необходимости внесения соответствующих изменений в его устав.

Кроме того, разъясняются последствия выявления недостоверных сведений об адресе юридического лица. Так, предполагается, что регистрирующий орган вправе будет отказать в регистрации юридического лица (при том, что отказ должен быть детально мотивирован), если указанный в заявлении на государственную регистрацию адрес используется большим количеством юридических лиц, но связь с ними по этому адресу невозможна; если по данному адресу расположены органы государственной власти; если имеется заявление собственника объекта недвижимости о запрете использования адреса данного объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица. В проекте Постановления также указывается, что при наличии сведений о невозможности связаться с юридическим лицом по указанному в ЕГРЮЛ адресу регистрирующей орган вправе будет направить ему и его участникам уведомление о необходимости внести изменения в ЕГРЮЛ, а в случае невыполнения ими данного указания - обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица. Если до принятия судебного решения нарушение так и не будет устранено, у суда будет основание удовлетворить иск регистрирующего органа о принудительной ликвидации на основании нормы о «грубом нарушении» предписаний закона, допущенном при создании юридического лица или осуществлении им своей деятельности. Проект предусматривает, что собственник объекта недвижимости или его законный владелец также будут вправе обратиться в суд с требованием к юридическому лицу о прекращении использования адреса объекта недвижимости. Защита нарушенного права в данном случае может быть осуществлена в рамках негаторного иска, т.е. иска об устранении нарушения прав собственника (законного владельца), не связанного с лишением владения.

Законотворчество. ГЧП

13 марта 2013 г. в Государственную Думу РФ Правительством РФ внесен проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» (далее – «ГЧП»).

Законопроект призван определить правовые основы ГЧП на федеральном уровне. Отметим, что в настоящий момент вопросы ГЧП регулируются региональным законодательством, что сопряжено с риском возникновения противоречий между правовыми актами федерального и регионального уровней. Законопроектом вводится единое понятие ГЧП, которое определено как «взаимодействие публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций». При этом под действие закона, как указывается в законопроекте, не будут подпадать отношения, построенные на принципах ГЧП, если финансирование осуществляется за счет ассигнований инвестиционных фондов.

Предполагается, что в качестве публичного партнера в ГЧП смогут выступать Российская Федерация, субъекты РФ, органы местного самоуправления, в лице уполномоченных органов, государственных компаний, государственных корпораций, унитарных предприятий, учреждений, хозяйственных обществ со 100 % государственным или муниципальным участием. Частными партнерами смогут быть индивидуальные предприниматели, российские и иностранные юридические лица.

Согласно законопроекту в целях реализации ГЧП публичный партнер обязан будет предоставить частному партнеру во владение или пользование имущество для осуществления им деятельности и (или) право на использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. В свою очередь частный партнер берет на себя обязательство по полному или частичному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения, в т.ч. по разработке и согласованию проектной документации, созданию или реконструкции объекта ГЧП.
Законопроект устанавливает гарантии прав и законных интересов частных партнеров, среди которых право внести в предусмотренном соглашением порядке изменения в соглашение о ГЧП в случае существенного изменения законодательства, которое ухудшает положение частного партнера; возможность заключить трехстороннее соглашение с участием привлеченного частным партнером кредитора; право на возмещение причиненных убытков в результате незаконных действий (бездействий) со стороны публичного партнера.

Одновременно в связи с законопроектом о ГЧП планируется внести изменения в налоговый и земельный кодексы, законы о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о защите конкуренции. Так, предполагается, что земельные участки будут предоставляться в аренду для осуществления ГЧП без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения объектов. Вводится общий учет операций, подлежащих налогообложению в рамках ГЧП. На ГЧП в форме концессионного соглашения не будет распространяться закон о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Законотворчество. Кодекс административного судопроизводства

26 марта в Государственную Думу РФ внесены проекты Федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» (далее – «КАС») и Федерального закона «О введение в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

С законодательной инициативной выступил Президент РФ. Как следует из пояснительных записок к законопроектам, предложение о принятии КАС продиктовано спецификой дел, возникающих из публичных правоотношений, субъекты которых находятся в неравном положении.

Предполагается, что по правилам КАС будут рассматриваться дела, вытекающие из административных и публичных правоотношений, о защите нарушенных прав и свобод граждан и организаций, в т.ч. в случае, когда созданы препятствия к осуществлению их прав или на них незаконно возложена какая-либо обязанность, а также дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Вместе с тем предполагается, что КАС не будет распространяться на дела, возникающие из публичных правоотношений, отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, арбитражных судов, дела об административных правонарушениях и некоторые иные.

КАС вводит ряд новых понятий, таких как «административное дело», «административное исковое заявление», «административный истец», «административный ответчик», «административная процессуальная правосубъектность» и т.д.

Предусматривается новый институт обязательного участия представителя истца по ряду «сложных» дел, например, об оспаривании нормативно-правовых актов или о принудительной госпитализации в психиатрический стационар. В ряде случаев юридическая помощь должна оказываться бесплатно.

В соответствии с КАС суд вправе будет самостоятельно истребовать доказательства, а также выходить за рамки оснований и доводов заявленных требований. Например, суд апелляционной инстанции в административном процессе не будет, согласно проекту, связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления и сможет принимать новые доказательства, а также будет наделен полномочием отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В соответствии с проектом суд в целом наделен большими контрольными полномочиями за ходом судебного процесса и реализацией субъективных процессуальных прав лицами, участвующими в деле.

Ряд дел предположительно будет рассматриваться в порядке упрощенного производства, т.е. на основе представленных письменных доказательств, без проведения устных слушаний. Некоторые процессуальные сроки будут сокращены, в т.ч. за счет права сторон представлять документы в электронном виде и участвовать в процессе посредством видео-конференц-связи.

Согласно законопроекту о введении в действие КАС должен вступить в силу 01 января 2014 г.