Публикации за:
Начало активности (дата):

Информационный бюллетень. Обзор изменений законодательства. Июнь-Август 2013

16.09.2013

Информационный Бюллетень
Обзор изменений законодательства
Июнь-август 2013


Валютно-финансовое регулирование

Опубликован Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (далее – «ЦБ РФ»).

В рамках реформы системы управления в сфере финансовых рынков (направленной прежде всего на  усиление государственного контроля и надзора за всеми их секторами) и реализации давно обсуждаемой концепции создания мегарегулятора в этой области вносятся изменения в ряд федеральных законов, в т.ч. в законы «О банках и банковской деятельности», «О ЦБ РФ», «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Налоговый Кодекс и т.д.

ЦБ РФ переданы функции ФСФР, в т.ч. по регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов о таких выпусках, осуществлению контрольно-надзорных полномочий за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах, полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах и соблюдения требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Задачами ЦБ РФ становятся развитие и обеспечение стабильности финансового рынка РФ, осуществление официального учета прямых инвестиций в Российскую Федерацию и инвестиций за рубеж. Банк России также получил полномочия по регулированию, контролю и надзору за деятельностью всех  некредитных финансовых организаций (профучастников рынка ценных бумаг, инвестиционных фондов, субъектов страхового дела, страховых, кредитных организаций, потребительстких кооперативов, микрофинансовых организаций и др.).

Серьезно увеличены возможности Банка России в плане доступа к информационным ресурсам. Так, согласно изменениям в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ЦБ РФ предоставлено право запрашивать сведения из ЕГРПН о содержании правоустанавливающих документов, о правах отдельного лица на объекты недвижимости, сведения о переходе прав на объекты недвижимости, о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным и любые сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

В свете общемировой тенденции по расширению информационного взаимодействия в валютно-финансовой сфере ЦБ РФ наделили правом обмениваться с иностранным регулятором финансового рынка информацией и документами, в т.ч. составляющими банковскую тайну (в частности, конфиденциальной информацией об операциях, сделках клиентов и выгодоприобретателях по ним), не только на основе международных соглашений РФ, но и на основании двусторонних соглашений с иностранным регулятором финансового рынка, а также Многостороннего меморандума о взаимопонимании в отношении консультаций и взаимодействия и обмена информацией Международной организации комиссий по ценным бумагам.

Согласно изменениям, внесенным в ФЗ «О банках и банковской деятельности», ЦБ РФ получил право при осуществлении своих надзорных и контрольных функций запрашивать у кредитных организаций сведения об открытии/закрытии счетов и вкладов их клиентов, документы и сведения об операциях по ним, о сделках юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. При этом кредитные организации не вправе информировать своих клиентов о передаче такой информации в Банк России.

ФЗ «О рынке ценных бумаг»  вводит понятие «рейтингового агентства» - коммерческой организации, которая на основе финансового и качественного анализа присваивает юридическим лицам и другим образованиям рейтинги кредитоспособности и другие рейтинги, т.е. дает «комплексную оценку вероятности реализации риска или качественную характеристику объекта, в отношении которого производится оценка».

Перечень финансовых организаций, для которых ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлен особый порядок банкротства, дополнен организаторами торгов и микрофинансовыми организациями. Установлено, что полномочия ликвидатора финансовых организаций, а также конкурсного управляющего выполняет государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов".

Большая часть вышеуказанных изменений вступила в силу с 01 сентября 2013 г. Напоминаем, что с этой даты согласно Указу Президента РФ от 25 июля 2013 г. N 645 упраздняется Федеральная служба по финансовым рынкам.

12 августа 2013 г. вступил в силу Приказ Минфина России от 24 апреля 2013 г. N 48н «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями» (далее – «Регламент»).

Принят Регламент, определяющий порядок осуществления финансово-бюджетного надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями («объектами проверки»), требований валютного законодательства при проведение ими валютных операций. Напомним, что данные функции выполняет Росфиннадзор, находящийся в ведении Министерства Финансов. Определена процедура реализации государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций (т.е. проводимых Росфиннадзором проверок в этой сфере), приводится перечень полномочий Росфиннадзора, прав и обязанностей объектов проверки. Установлено, что общая продолжительность  проведения проверки ограничивается годичным сроком (по формулировке  Регламента- не может превышать 253 рабочих дня). Плановые проверки в отношении одного «объекта проверки» (резидента или нерезидента) проводятся не чаще одного раза в три года. Росфиннадзор (его территориальный орган) вправе запрашивать в ходе проверки от объекта проверки предоставления информации и документов, в т.ч. о валютных счетах за рубежом, об уведомлении налогового органа об их открытии/закрытии, о валютных операциях, о совершенных сделках и т.д. По итогам проверок Росфиннадзор составляет акт проверки, а также, при необходимости,   протокол об административном правонарушении и предписание об устранении нарушений.

Претерпели изменения некоторые положения Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (в связи с  принятием Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 155-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», а также  Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).

Теперь резиденты вправе без ограничений открывать счета за рубежом как в иностранной валюте, так и в валюте РФ независимо от того, является ли иностранное государство, на территории которого открывается счет, членом ОЭСР или ФАТФ. Понятие валютных операций расширено за счет включения в него операций, связанных с трансграничными переводами российской валюты между резидентами, а именно признаются валютными операции: по переводу валюты РФ со счета резидента, открытого за рубежом («зарубежный счет»), на счет другого резидента, открытый в РФ, и, наоборот; рублевые переводы с зарубежного счета резидента на зарубежный счет другого резидента; и с зарубежного счета резидента на другой свой зарубежный счет. Указанные валютные операции между резидентами осуществляются без ограничений. Правило о том, что нерезиденты вправе без ограничений осуществлять  между собой переводы в иностранной валюте, распространено также и на российскую валюту .

С 1 сентября 2013г. ЦБ РФ передано полномочие по координации взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг (ранее это полномочие осуществляло Правительство РФ). Требование о передаче органам валютного контроля  информации о нарушении валютного законодательства теперь введено и в отношении не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Опубликован Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 138-ФЗ «О ратификации Договора о взаимодействии уполномоченных органов государств - участников Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года, осуществляющих валютный контроль» (далее, соответственно, – «Договор», «Соглашение»).

Договор между Беларусью, Казахстаном, Россией и национальными (центральными) банками этих государств подписан 15 декабря 2011 г. Данный Договор  разработан в рамках реализации на национальном уровне международных договоренностей об усилении информационного обмена в сфере контроля за финансовыми операциями, трансграничными потоками капитала в целях стабилизации как международной финансовой системы, так и укрепления финансовой стабильности отдельно взятых государств. Договор предусматривает практическое сотрудничество органов валютного контроля государств-участников Соглашения по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений валютного законодательства, в т.ч. обмен информацией и документами о валютных операциях резидентов государств-участников, совершенных с нарушением валютного законодательства.

Опубликован Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – «Закон»).

По замыслу авторов Закон призван создать условия для предотвращения возможности совершения незаконных финансовых операций, включая  легализацию преступных доходов, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, и способствовать борьбе с коррупцией и созданием фирм-однодневок. В этой связи внесены изменения в ряд федеральных законов, в т.ч. в законы «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О рынке ценных бумаг», «О негосударственных пенсионных фондах», в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и др.

Среди прочего, Закон расширяет полномочия налоговых органов и  органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по доступу к конфиденциальной информации. В частности, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, получили право на основании судебного решения получать у кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по операциям, счетам и вкладам физических лиц. Впоследствии результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться налоговыми органами при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц. По запросам налоговых органов кредитные организации обязаны предоставлять им информацию о наличии счетов, вкладов (депозитов) своих клиентов, об остатках денежных средств на их счетах.

Нововведения обязывают организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (кредитные и страховые организации, профучастники рынка ценных бумаг, ломбарды, операторы по приему платежей, федеральная почта и др.) идентифицировать бенефициарных владельцев своих клиентов (физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно владеет клиентом или "имеет преобладающее участие более 25 процентов  в его капитале", либо имеет возможность контролировать действия клиента) до приема клиентов на обслуживание, регулярно (не реже раза в год) обновлять такую информацию, а также документально фиксировать и предоставлять в уполномоченные органы сведения о валютно-финансовых операциях, операциях с имуществом клиентов и их бенефициарных владельцах не позднее трех рабочих дней с момента совершения операции, подлежащей обязательному контролю (операции на сумму 600 тыс. рублей и более). Ранее такая информация предоставлялась только в отношении выгодоприобретателей по сделкам клиентов. Если кредитная организация не может  идентифицировать бенефициарного владельца  клиента, то таковым может быть признан единоличный исполнительный орган клиента.

Требования об идентификации бенефициарных владельцев  не распространяется на  государственные и муниципальные органы и учреждения, госкорпорации и организации, имеющие более 50 процентов  государственного участия в капитале, иностранные государства и международные организации, а также эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Введена уголовная ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов и за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, а именно за их незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС в размере, превышающем двукратный размер разрешенной к перевозу суммы.

Указанные изменения вступили в силу 30 июня 2013 г.

Суд по интеллектуальным правам

Опубликованы Информация Высшего Арбитражного Суда РФ, Суда по интеллектуальным правам от 9 июля 2013 г. о начале деятельности Суда по интеллектуальным правам и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2013 г. N 50 «О внесении изменений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 60 «О некоторых вопросах, возникших в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» (далее – «ВАС РФ»).

В связи с началом функционирования (с 3 июля 2013 г.) специализированного арбитражного суда ВАС сообщил свои разъяснения по вопросам подсудности и подведомственности споров, в том числе применительно к делам, принятым к производству до образования нового суда.

Как сообщает ВАС РФ, «под делами о защите интеллектуальных прав понимаются подведомственные арбитражным судам дела о защите интеллектуальных прав на любые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана», в т.ч. споры о праве преждепользования и послепользования, споры, вытекающие из договоров об отчуждении исключительного права и лицензионных договоров; дела о привлечении к административной ответственности за нарушение интеллектуальных прав и осуществление недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации, дела по оспариванию актов государственных органов о привлечении к административной ответственности по данным категориям дел и др. Также ВАС РФ приводит перечень дел, рассматриваемых Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой и кассационной инстанции. ВАС РФ в этой связи  подчеркивает приоритет существа (предмета) спора над субъектным составом при определении подведомственности споров, рассматриваемых в первой инстанции: Суд по интеллектуальным правам рассматривает дела о защите интеллектуальных прав в качестве суда первой инстанции независимо от того, кто является участником правоотношений, из которых возник спор, - организации, индивидуальные предприниматели или граждане. ВАС РФ также обращает внимание на то, что  пересмотр судебных актов по делам о несостоятельности (банкротстве), налоговым спорам, корпоративных спорам в порядке кассационного производства осуществляется федеральными арбитражными судами округов в общем порядке, даже если в ходе рассмотрения упомянутых дел затрагивались те или иные вопросы защиты интеллектуальных прав.

Помимо этого Пленум ВАС РФ дает пояснения в отношении  дел о защите интеллектуальных прав, которые рассматриваются арбитражными судами в порядке административного судопроизводства по общим правилам подсудности дел. ВАС РФ указывает, что дела по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, рассматриваются арбитражными судами независимо от субъектного состава и характера спорного правоотношения.

Кроме того ВАС РФ поясняет, что дела в сфере защиты интеллектуальных прав, которые на момент начала действия Суда по интеллектуальным правам рассматривались арбитражными судами субъектов и судами общей юрисдикции, а также кассационные жалобы, принятые к производству ФАСО до 03 июля 2013 г., должны быть рассмотрены этими судами по существу.

Государственные контракты

Опубликован Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – «Закон о госзаказах»).

 
В Закон о госзаказах внесены изменения, предоставляющие обоим сторонам государственного (муниципального) контракта возможность воспользоваться правом на односторонний отказ от его исполнения при условии, что государственным контрактом предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Напомним, что ранее Закон о госзаказах не предусматривал возможности одностороннего отказа от контракта. При этом заказчику вменяется в обязанность принять решение об одностороннем отказе от контракта, если поставщик не соответствует требованиям тендерной  документации или предоставил недостоверную информацию о себе.

О своем решении отказаться от государственного контракта заказчик уведомляет поставщика заказным письмом с уведомлением о вручении, а также иными предусмотренными законом способами и публикует соответствующую информацию на официальном сайте в течение одного рабочего дня с момента принятия решения об одностороннем отказе. По общему правилу, датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от контракта является дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику уведомления или информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте. Поставщик также обязан в течение одного рабочего дня уведомить заказчика об одностороннем отказе от контракта. По истечение десяти дней с этой даты контракт считается расторгнутым. При этом оговаривается, что если контрагент устранит нарушение в течение десяти дней с даты его уведомления о расторжении, то другая сторона не вправе требовать расторжения контракта в одностороннем порядке. Однако данное правило не применяется, если поставщик повторно нарушит положения контракта.

Сведения о поставщике, с которым контракт расторгнут, включаются в специальный реестр недобросовестных поставщиков.

Изменения вступили в силу с даты официального опубликования – с 7 июня 2013г.