Публикации за:
Начало активности (дата):

Информационный бюллетень. Изменения законодательства. Январь - Февраль 2014

11.03.2014
Информационный Бюллетень

Изменения в законодательстве

Январь-февраль 2014


Судебная система

Приняты Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" (далее – "закон о поправке в Конституцию РФ"), ФКЗ РФ от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (далее – "закон о ВС РФ"), а также ряд иных законов, вносящих изменения в законодательство о судебной системе Российской Федерации (ФКЗ РФ от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ, ФКЗ РФ от 3 февраля 2014 г. N 1-ФКЗ и ФЗ РФ от 5 февраля 2014 г. N 16-ФЗ).

Изменения продиктованы упразднением Высшего Арбитражного Суда РФ (далее –"ВАС РФ") и прежнего Верховного Суда РФ (далее –"ВС РФ") и созданием их правопреемника - "нового" ВС РФ как единого органа судебной власти, уполномоченного на рассмотрение гражданских (в т.ч. экономических), уголовных, административных и иных дел вне зависимости от субъектного состава. Новый ВС РФ будет осуществлять судебный надзор за деятельностью судов и формировать судебную практику. Он уполномочен рассматривать дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по вновь открывшимся обстоятельствам. Отметим, что апелляционные суды и арбитражные суды федеральных округов сохранятся, последние переименовываются в "арбитражные суды округов" ("арбитражные кассационные суды"). До начала действия нового ВС РФ продолжат функционировать ВАС РФ и прежний ВС РФ.

Первоначальный состав ВС РФ из 170 судей будет сформирован Специальной квалификационной коллегией по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ, в дальнейшем по общему правилу судьи ВС РФ будут назначаться Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Местом пребывания нового ВС РФ станет г. Санкт-Петербург, а в г. Москве создается представительство ВС РФ.

По замыслу авторов законов, объединение двух высших судов призвано унифицировать правоприменительную практику и выработать единый системный подход к рассмотрению дел и с участием граждан, и с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Закон о ВС РФ вступает в силу 6 августа 2014 г., т.е. по истечению 180 дней со дня вступления в силу поправки в Конституцию РФ, за исключением положений о составе и порядке формирования состава ВС РФ и выплате компенсаций судьям ВАС РФ и ВС РФ, досрочно прекратившим свои полномочия, которые начинают действовать раньше. Отметим, что закон о поправке в Конституцию РФ вступил в силу 6 февраля 2014 г.

Защита конкуренции

30 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 423-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее – "закон о конкуренции").

Признана утратившей силу ст. 30 закона о конкуренции, т.е. исключено требование о необходимости уведомления антимонопольного органа об осуществлении ряда действий, что можно расценить как довольно заметное послабление для бизнеса. Теперь не требуется уведомлять антимонопольный орган о слиянии, присоединении коммерческих и финансовых организаций, совершении ряда сделок с активами (акциями, долями, имуществом). Соответственно, исключены и негативные последствия неуведомления антимонопольного органа в виде возможной принудительной ликвидации или реорганизации компании, признания сделок с активами недействительными.

Инновационный центр "Сколково"

30 декабря 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 440-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".

На два года переносится вступление в силу одного из требований, предъявляемых к участникам проекта создания инновационного центра "Сколково", а именно условие о необходимости постоянного пребывания на территории центра "Сколково" постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а также иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Данное положение начнет действовать лишь с 1 января 2016 г.

Противодействие легализации доходов

Опубликовано Информационное сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу от 16 января 2014 г. "Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее – "Росфинмониторинг") разъяснила отдельные вопросы применения "антиотмывочного закона". Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или имуществом, обязаны принимать обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных владельцев с использованием всех доступных им средств. Данное правило распространяется как в отношении бенефициаров – юридических лиц, так и бенефициаров - физических лиц, имеющих возможность контролировать действия клиента (юридического или физического лица). Под возможностью контролировать действия клиента понимается не столько юридически обусловленная возможность влиять на решения клиента, сколько психологическое и физическое принуждение клиента к совершению сделки, материальная и иная зависимость клиента от бенефициария. Отмечается, что бенефициарием может признаваться также и лицо, получающее разовую выгоду, т.е. от конкретной сделки клиента, а не от его деятельности как таковой. В случае невозможности установить бенефициария до момента приема на обслуживание клиента Росфинмониторинг рекомендует фиксировать соответствующие финансовые операции и сообщать информацию в уполномоченные органы при наличии риска причастности к легализации, а при отсутствии риска – отражать данную информацию с тем, чтобы впоследствии установить выгодоприобретателя по операции. Росфинмониторинг ведет Перечень организаций, причастных к экстремистской или террористической деятельности, на основе которого (в том числе) организациями (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими операции с денежными средствами, в дальнейшем может осуществляться блокирование денежных средств (иного имущества) клиентов. Бенефициарами могут быть признаны, среди прочего, руководитель юридического лица, конечный выгодоприобретатель учредителя юридического лица, являющегося юридическим лицом, руководитель управляющей компании.

Правительство РФ приняло Постановление от 27 января 2014 г. N 58 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".

Утвержден Порядок постановки на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Так, постановке на учет подлежат лизинговые компании, ломбарды, операторы по приему платежей, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов. Постановка на учет осуществляется территориальным органом Росфинмониторинга в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя или с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы. По итогам процедуры организации/индивидуальному предпринимателю присваивается учетный номер.

Судебная практика

Опубликовано Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 98 "О внесении дополнения в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".

Пленум ВАС РФ дал разъяснения относительно договоров аренды недвижимого имущества, заключенных 2 и 3 марта 2013 года сроком не менее одного года и не прошедших государственную регистрацию. Такие договоры являются действительными и порождают обязательства для сторон договора, т.е. не могут быть произвольно изменены одной из них, если стороны договорились обо всех существенных условиях договора (в т.ч. о размере платы за пользование имуществом), имущество было передано пользователю и принято им без замечаний, а договор фактически исполняется сторонами. Однако к таким договорам аренды не применимы нормы об аренде, предусматривающие преимущественное право на заключение договоры аренды на новый срок, а также о сохранении договора аренды в силе при переходе права собственности на арендованное имущество.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ опубликовал Информационное письмо от 10 декабря 2013 № 162 "Обзор практики применения арбитражными судами статей 178 и 179 Гражданского кодекса Российской Федерации".

Президиум ВАС РФ рассмотрел вопросы практики, касающейся споров о недействительности сделок, совершенных под влиянием существенного заблуждения (ст. 178 ГК РФ), обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств (ст. 179 ГК РФ), и обратил внимание на следующее. Перечень обстоятельств, указанных в ст. 178 ГК РФ, при которых заблуждение является существенным, не является исчерпывающим. При этом само лицо, совершающее сделку, обязано проявлять должную осмотрительность, обычную для деловой практики совершения подобных сделок. Заблуждение только относительно правовых последствий сделки не признается существенным и не является основанием для признания сделки недействительной. Наличие у истца иных способов защиты нарушенного права не исключает возможности для оспаривания сделки по основаниям, предусмотренным статьями 178 и 179 ГК РФ. Президиум ВАС РФ также обращает внимание на тот факт, что в ст. 179 ГК перечислены несколько самостоятельных оснований недействительности сделки и что доказывание факта заключения сделки на крайне невыгодных условиях требуется только при оспаривании сделки как кабальной, а не во всех случаях, установленных данной статьей. О том, что сделка является кабальной, может, в частности, свидетельствовать, чрезмерно завышенная по сравнению с аналогичными сделками цена сделки. Умолчание об обстоятельствах, влияющих на совершение сделки, может быть признано обманом только в случае преднамеренного умолчания об обстоятельствах, когда лицо обязано было сообщить о них при той добросовестности, которая от него требовалась по условиям оборота. Необходимым условием для оспаривания сделки как совершенной под влиянием обмана является установление причинно-следственной связи между обстоятельствами, при которых совершена сделка, и решением лица о совершении этой сделки. Иными словами, надо доказать, что при отсутствии обмана в отношении данных обстоятельств данная сделка не была бы заключена. Применение насилия или угрозы насилия как основание для признания сделки недействительной может быть доказано и при отказе в возбуждении уголовного дела, например, свидетельскими показаниями. Угроза может выражаться и в возможности совершения лицом правомерных действий, но не желательных для потерпевшей стороны. Так, в случае, когда сторона под угрозой осуществления другой стороной права совершила сделку, не связанную с реализацией данного права, сделка может быть признана недействительной.

Опубликовано Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06 декабря 2013 № 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве".

Пленум подтвердил, что основное требование кредитора и связанные с ним проценты, пени, неустойка, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, имеют одинаковый правовой режим. При этом проценты на сумму основного требования для целей включения в реестр рассчитываются на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом (а именно на дату его поступления в суд), если судебным актом, подтверждающим основное требование, установлено взыскание процентов по дату фактического исполнения судебного акта. Если судебным актом проценты взысканы в конкретной сумме на определенную дату, то только эта сумма подлежит включению в реестр. Неоднозначной представляется позиция ВАС РФ по поводу необходимости уменьшения суммы основного требования, срок исполнения которого еще не наступил (предъявление которого допустимо согласно закону о банкротстве), на сумму процентов, исчисляемых с даты введения наблюдения до даты наступления срока исполнения (в зависимости от обстоятельств - исходя из учетной ставки банковского процента или среднего размера ставки по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, установленной в месте нахождения должника). Помимо этого Пленум ВАС РФ сделал вывод о том, что в период процедуры наблюдения проценты, неустойка и иные санкции по обязательствам не начисляются. Вместо них, по мнению ВАС РФ, по аналогии с правилами, установленными для процедур финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства, подлежат начислению так называемые "мораторные" проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения наблюдения. Обоснованность применения такой аналогии закона, по меньшей мере, сомнительна в связи с неочевидностью наличия пробела в законодательстве, а также учитывая специфику наблюдения и прочих процедур банкротства.