Публикации за:
Начало активности (дата):

Информационный Меморандум об изменениях в Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россий и Люксембургом

16.01.2013

Информационный Меморандум
ИЗМЕНЕНИЯ В СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЛЮКСЕМБУРГОМ

16 января 2013

30 декабря 2012 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный Закон N 301-ФЗ “О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество”, (далее – «Соглашение»).

Изменения направлены на приведение Соглашения в соответствие с современными требованиями международного сотрудничества в налоговой области и повышение эффективности налогового контроля со стороны соответствующих органов Российской Федерации и Великого Герцогства Люксембург (далее – «Договаривающиеся Государства», «Государство»). Протокол вступает в силу с даты получения последнего из уведомлений о выполнении Договаривающимися Государствами процедур, необходимых для его вступления в силу.


Ниже приведены ключевые изменения, внесенные Протоколом в Соглашение:

Обмен информацией

Протоколом предлагается новая редакция статьи 26 «Обмен информацией», в соответствии с которой между налоговыми органами Договаривающихся Государств (а также судами и административными органами, которые занимаются установлением или взиманием налогов, а также уголовным преследованием в связи с налоговыми правонарушениями) обеспечивается обмен информацией, касающейся налогов и налогового администрирования. Обмен информацией предусмотрен в отношении любых налогов, в т.ч. и не упомянутых в Cоглашении (в частности, это может быть российский НДС). Следует отметить, что перечень такой информации также является открытым.

Обмен не осуществляется в отношении информации, составляющей торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну,
торговый процесс, а также в отношении информации, предоставление которой  противоречит публичному порядку. 

Новая редакция статьи 26 дополнена положениями, согласно которым Государство, у которого запрашивается информация, предпринимает меры для её получения, даже если оно само в такой информации не нуждается. Также согласовано, что может производиться обмен информацией, находящейся, в том числе, в распоряжении банков, номинальных держателей, агентов, доверительных управляющих или иных финансовых организаций.  В предоставлении информации не может быть отказано на том лишь основании, что этой информацией располагает банк, иная финансовая организация, номинальный держатель, агент или доверительный управляющий или что такая информация относится к правам владения каким-либо лицом.

Внесенные в статью 26 изменения призваны сделать процедуру обмена информацией между налоговыми органами более эффективной, а объём получаемой информации – более полным. Иными словами, российские налоговые органы смогут эффективно обращаться в рабочем порядке к налоговым органам Люксембурга не только за получением сведений, уже имеющихся у последних, но и с запросами об осуществлении административных действий, направленных на истребование информации у третьих лиц.

Лица с постоянным местопребыванием. Постоянное представительство

Уточняется термин «лицо с постоянным местопребыванием» - если место нахождения фактического руководящего органа лица, не являющегося физическим лицом, не может быть определено, компетентные органы Договаривающихся Государств определяют место нахождения фактического руководящего органа, рассмотрев все факторы, в частности:
- место, где проводятся заседания совета директоров или аналогичного органа;
- место, где осуществляется повседневное руководство деятельностью лица;
- место, где высшие должностные лица обычно осуществляют свою деятельность.

Статья 5 Соглашения - "Постоянное представительство", дополняется положениями, позволяющими облагать налогом значительную часть доходов от оказания услуг и от деятельности, осуществляемой через зависимых агентов.

Дивиденды

Статьей V Протокола предусматривается снижение до 5 % минимальной ставки налога на дивиденды и смягчение условий применения данной ставки (участие не менее чем в 10% капитала иностранной компании и инвестирование в ее капитал не менее 80 000 евро). Ранее минимальная ставка налогообложения дивидендов составляла 10 %, при условии участия не менее чем в 30 % капитала и инвестировании в ее капитал не менее 75 000 экю .

Понятие «дивиденды» также было дополнено; этот термин теперь также обозначает, помимо доходов по акциям,  любые выплаты по паям паевых инвестиционных фондов или аналогичных коллективных форм инвестирования. (Установленный порядок налогообложения доходов, выплачиваемых по паям инвестиционных фондов, включает фонды недвижимости, которые до настоящего времени не облагались на территории России, поскольку рассматривались применительно к Соглашению как так называемые "другие доходы").

Прирост стоимости имущества

Соглашение дополнено новым пунктом, в соответствии с которым доходы, получаемые лицом с постоянным местопребыванием  одной страны от отчуждения акций компании, более 50% активов которой прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, расположенного в другом Государстве, могут облагаться налогом в этом Государстве.

Применительно к налогообложению доходов люксембургских компаний в РФ, данный пункт позволит применять норму подпункта 5 пункта 1 статьи 309 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которой такие доходы иностранной организации относятся к доходам от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Данное положение не применяется в отношении доходов, полученных от отчуждения акций, котирующихся на фондовой бирже, или от отчуждения акций в ходе реорганизации компании.

Ограничение льгот

В соответствии  со статьей Х Протокола, статья 29 Cоглашения «Исключение некоторых видов компаний» заменяется новой статьей 29 - «Ограничение льгот», положения которой позволят   более  эффективно   препятствовать использованию Соглашения для неправомерной минимизации налогообложения. В частности, закрепляется, что   лицо  с  постоянным  местопребыванием в Договаривающемся Государстве не имеет права на какое-либо снижение или освобождение от налогов, в отношении доходов, полученных из другого Государства, если в результате консультаций между компетентными органами Государств установлено, что целью создания или существования такого лица  было получение льгот в соответствии с Соглашением, которые в противном случае были бы ему недоступны.


Кроме того, Договаривающиеся Государства согласовали ряд процедурных аспектов обмена налоговой информацией и согласились не требовать легализации или апостилирования любых документов, необходимых для применения Соглашения, что повысит его эффективность.