Публикации за:
Начало активности (дата):

Информационный Меморандум о введении новых правил административного судопроизводства

15.09.2015
Информационный Меморандум
о введении новых правил административного судопроизводства


Сентябрь 2015

С 15 сентября 2015 г. в законную силу вступает Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – «КАС РФ»).

Новым процессуальным законом вводится специализированное судопроизводство административных дел, которые до настоящего момента рассматривались в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – «ГПК РФ»). Положения ГПК РФ, регулировавшие судопроизводство по спорам, возникающим из публичных правоотношений, по рассмотрению заявлений о присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство и на исполнение судебного постановления в разумный срок и иных категорий, утрачивают законную силу.


Ниже рассмотрены некоторые из наиболее важных, на наш взгляд, положений Кодекса.

КАС РФ. Некоторые категории дел

С 15 сентября 2015 г. по правилам административного судопроизводства судами общей юрисдикции и Верховным судом Российской Федерации (далее – «ВС РФ») будут рассматриваться, в том числе, следующие актуальные категории дел:
- об оспаривании нормативных правовых актов;
- об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц (например, об оспаривании действий и актов судебного пристава-исполнителя, об оспаривании предписаний государственной инспекции труда);
- об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости;
- об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
- о прекращении деятельности средств массовой информации;
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок; и
- другие, перечисленные в ст. 1 КАС РФ.
Таким образом, с 15 сентября 2015 г. дела, а также апелляционные, кассационные, надзорные и частные жалобы, находящиеся в производстве судов и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, по перечисленным выше категориям будут рассматриваться по правилам КАС РФ.

Ключевые особенности административного судопроизводства

Административное судопроизводство в части стадийности и общих принципов организации процесса схоже с производством по гражданским делам. Однако в отличие от гражданского судопроизводства КАС РФ предусматривает дополнительное требование о наличии высшего юридического образования для лиц, которые могут быть представителями в судебном процессе. Доказательства наличия высшего юридического образования представляются представителем суду дополнительно к документам, подтверждающим его статус и полномочия.

По аналогии с гражданским судопроизводством полномочия представителя на ведение дела в суде должны быть выражены в доверенности. Доверенность от лица организации или индивидуального предпринимателя должна быть подписана руководителем организации или индивидуальным предпринимателем и скреплена печатью.

Согласно требованиям КАС РФ в доверенности должно быть специально оговорено не только право представителя на осуществление основных процессуальных действий от лица доверителя, но и право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица.

В связи со вступлением КАС РФ в законную силу АГП рекомендует заранее учесть новые требования административного судопроизводства, введенные КАС РФ в отношении представителей организации, в части наличия у них высшего юридического образования, надлежащего оформления их полномочий и содержания доверенностей.

Сроки обращения в суд, а также иные процессуальные сроки, предусмотренные КАС РФ, короче соответствующих сроков по гражданским делам и зависят от категорий споров, по которым предъявляется административный иск, вида совершаемого действия, вида судебного акта. При этом сроки обращения в суд разняться внутри отдельной категории спора. Например, по общему правилу административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего и т.д. может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Однако, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должно быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд является основанием для вынесения решения об отказе в удовлетворении административного иска без его рассмотрения по существу в случае, если данный процессуальный срок не был восстановлен судом. КАС РФ также предусмотрены случаи, когда процессуальные сроки не подлежат восстановлению вне зависимости от причин, по которым такой срок был пропущен. В частности, в ряде случаев не подлежит восстановлению срок на подачу административного искового заявления о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума.

В положениях КАС РФ получили свое развитие ряд процессуальных инструментов лиц, участвующих в деле. В частности, административное судопроизводство прямо предусматривает право лиц, участвующих в деле, ходатайствовать о признании какого-либо доказательства недопустимым и об исключении его из материалов административного дела. КАС РФ не ставит заявление такого ходатайства в зависимость от заявления о фальсификации доказательства и проведении соответствующей экспертизы, в связи с чем существенно расширяет процессуальные возможности сторон.

Еще одним полезным инструментом для административного истца может стать право вне зависимости от категории дела ходатайствовать о рассмотрении спора в порядке упрощенного (письменного) производства. Если административный ответчик не заявит возражений и упрощенное производство по данному делу прямо не запрещено положениями КАС РФ, то дело будет рассмотрено судом единолично без вызова сторон. В случаях, когда лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, не обеспечили явку в судебное заседание, оно может быть также рассмотрено в порядке упрощенного производства. Ходатайства административного истца и согласия административного ответчика при этом не требуется.

Наряду с традиционно применяемыми способами извещения о вызове в суд посредством направления заказного письма с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова, в КАC РФ предусмотрены также новые способы извещения лиц, участвующих в деле. В частности, предоставлены возможности извещения о назначении даты судебного лица, участвующего в деле, с его согласия путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение. Письменное судебное извещение, адресованное физическому лицу, участвующему в деле в случае его отсутствия по месту проживания, может быть направлено по месту его работы, а судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по месту нахождения ее представительства или филиала, если они указаны в учредительных документах.

Административное судопроизводство также предусматривает возможности направления исполнительного листа на исполнение непосредственно судом в форме электронного документа, подачи административного искового заявления путем заполнения электронной формы на сайте суда. Новые технические возможности, в случае их надлежащей реализации на практике, смогут ускорить и облегчить рассмотрение дела и исполнение судебного акта, особенно после вступления в силу законов об электронном обеспечении деятельности судов и об электронном подписи.

В отличие от гражданского процесса административное судопроизводство построено на принципе «активной роли суда». Суд в административном процессе обладает широкими возможностями действовать по своему усмотрению, что в том числе выражается в наличии права самостоятельно привлечь лицо в качестве соответчика по делу, не принимать отказ административного истца от иска или признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. По аналогичным мотивам суд вправе не утверждать соглашение сторон о примирении. В этих случаях суд продолжает рассмотрение административного дела по существу.

КАС РФ предусматривает новые меры процессуального принуждения в отношении участников судебного процесса в виде ограничения выступления участника судебного разбирательства или лишения его слова. Законодательное закрепление вышеназванных мер процессуального принуждения, к которой охотно и ранее пытались прибегать судьи вне зависимости от инстанции и юрисдикции, еще раз подчеркивает необходимость привлечения в качестве представителей лиц, обладающих не только высшим юридическим образованием, но и имеющим большой опыт защиты правовой позиции в судебных процессах.