Публикации за:
Начало активности (дата):

Информационный Меморандум о внесенных на рассмотрение Государственной Думы изменениях в законодательство о контролируемых иностранных компаниях

21.12.2015
Информационный Меморандум
о внесенных на рассмотрение Государственной Думы изменениях в законодательство о контролируемых иностранных компаниях


Декабрь 2015

Конец 2015 года ознаменовался рядом законодательных инициатив в сфере деофшоризации. Ниже предлагается краткий обзор двух важных законопроектов, призванных стимулировать раскрытие российскими налогоплательщиками сведений о своих зарубежных активах и усовершенствовать правовое регулирование налогообложения прибыли, полученной через контролируемые иностранные компании.

Продление сроков налоговой амнистии

В Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий продление срока подачи специальной декларации о зарубежных активах, до 1 июля 2016 года. Предполагается, что в начале 2016 года также будут внесены изменения в порядок предоставления декларации и будут расширены гарантии, которые предоставляются лицам, решившим задекларировать свои иностранные активы.

Внесение изменений в законодательство о контролируемых иностранных компаниях

Рассмотрение поправок в Налоговый кодекс РФ, затрагивающих порядок налогообложения контролируемых иностранных компаний (далее – КИК), назначено на 22 декабря 2015 года. Достаточно объемный законопроект вносит важные изменения в установленный в Налоговом кодексе порядок раскрытия информации о КИК и налогообложении их прибыли. Значительная часть поправок направлена на устранение неточностей и смягчение правового регулирования КИК.

В частности, поправками предусмотрено освобождение контролирующего лица от ответственности за непредставление уведомления о КИК в случае, если налогоплательщик, не раскрывший в установленный срок сведения о КИК, тем не менее своевременно предоставил эту информацию по запросу налогового органа. Данное положение позволит избежать штрафа в сумме 100 тыс. руб. лицу, которое, хотя и уклонилось от обязанности своевременно подать уведомление, впоследствии пошло на предоставление сведений налоговому органу, причем даже в случае, если о связи налогоплательщика с КИК налоговый орган узнал в результате собственного расследования.

Поправками предусматривается продление срока льготной (безналоговой в некоторых случаях) репатриации активов ликвидируемой КИК в пользу контролирующего лица. Указанный срок может быть продлен до конца 2017 года в случаях, когда имелись объективные препятствия к ликвидации КИК в 2015-2016 годах (в частности, если завершению ликвидации в более ранние сроки препятствовало наличие судебного спора или законодательные предписания страны резидентства КИК).

Законопроект распространяет правило о невключении в налогооблагаемую прибыль КИК сумм прибыли, распределяемой в пользу контролирующего лица, на структуры без образования юридического лица (в частности, трасты) и компании, не предусматривающие участие в капитале. Ранее НК РФ предусматривал такое освобождение только для корпоративных образований, что привело бы к двойному налогообложению распределений, производимых бенефициарам трастов: один раз при выплате контролируемой компанией дохода бенефициару, и второй раз, когда суммы выплат не уменьшили бы налогооблагаемую прибыль КИК.

Также из доходов КИК исключены суммы взносов (вкладов), осуществляемые учредителем (основателем) соответствующего КИК. Данная поправка также направлена на устранение риска двойного налогообложения лицам, контролирующим траст: предполагается, что налоги с сумм, вносимых в КИК, уже заплачены самим контролирующим лицом.

Важной поправкой, направленной на увеличение определенности в вопросах налогообложения КИК, является право налогоплательщика использовать для определения величины налогооблагаемой прибыли показатели финансовой отчетности, прошедшей, в том числе, и добровольный аудит. Действующая редакция НК РФ предусматривает такую возможность только при обязательном аудите, а в остальных случаях предписывает определять налоговую базу по правилам главы 25 НК РФ. Очевидно, что применительно к иностранной компании это вызвало бы серьёзную неопределенность в вопросах подсчета прибыли и множество споров с налоговыми органами.