ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | №5/2010 Май 2010
01.05.2010

№5/2010 Май 2010

Акционерные общества

31 мая 2010 года опубликовано Письмо ФНС России от 21.05.2010 №МН-37-6/2212 «По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов акционерного общества». Данным письмом, в соответствии с положениями ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции ФЗ от 27.12.2009 г. №352-ФЗ) предусмотрен порядок предоставления акционерными обществами (АО) сведений для внесения изменений в ЕГРЮЛ о нахождении АО в процессе уменьшения уставного капитала (УК) и о стоимости чистых активов АО на дату окончания последнего завершенного отчетного периода. Указано, что при внесении в ЕГРЮЛ сведений о нахождении АО в процессе уменьшения УК в налоговый орган в течение 3-х рабочих дней после даты принятия решения об уменьшении УК представляются заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ и решение об уменьшении УК.

Далее, при внесении в ЕГРЮЛ сведений о стоимости чистых активов АО в регистрирующий орган ежеквартально представляется заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ: в течение 90 дней по окончании года – до 31 марта включительно, а также в течение 30 дней по окончании первого, второго и третьего квартала – соответственно до 30 апреля, 30 июля и 30 октября включительно.

Заявителем может быть лицо, действующее от имени АО без доверенности. Подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована нотариально.

АО обязаны предоставлять сведения о стоимости чистых активов, начиная с оценки указанных сведений по состоянию на 31 декабря 2009 года. Дела об административных правонарушениях в связи с непредставлением или несвоевременным предоставлением указанных сведений возбуждаются после 10 июня 2010 года.

Труд иностранных граждан в РФ

19 мая 2010 г. принят Федеральный закон N 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий, в том числе, особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами – высококвалифицированными специалистами.

Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года. Указанное требование о размере заработной платы может быть снижено Правительством РФ. Квота на выдачу приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу разрешений на работу на высококвалифицированных специалистов не распространяется.

Работодатели, а также заказчики работ (услуг) (далее – «работодатели»), привлекающие высококвалифицированных специалистов, осуществляют оценку компетентности и квалификации иностранных работников самостоятельно и несут соответствующие риски. Для оценки компетентности и квалификации иностранных работников используются, в том числе, отзывы иных работодателей, сведения о результатах трудовой деятельности иностранного работника, а также иные объективные и проверяемые документы и сведения.

Привлекать высококвалифицированных специалистов имеют право работодатели, являющиеся: (а) российскими коммерческими организациями; (б) российскими научными организациями, учреждения здравоохранения; (в) аккредитованными в РФ филиалами иностранных юридических лиц. При этом необходимо, чтобы работодатель в течение двух лет до дня подачи ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов не привлекался административному наказанию за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Работодатель, по собственной вине не исполнивший принятые на себя обязательства перед высококвалифицированным специалистом, вправе повторно привлечь высококвалифицированных специалистов не ранее чем через два года со дня, когда уполномоченному государственному органу стало известно о таком неисполнении.

Установлен перечень документов и сведений, представляемых работодателем в уполномоченный государственный орган для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, а также для оформления ему приглашения на въезд в РФ. Предусмотрены основания для отказа в приеме соответствующего ходатайства работодателя, а также основания для отказа в выдаче высококвалифицированному специалисту необходимых разрешения и приглашения. Срок рассмотрения ходатайства не может превышать 14 дней со дня его поступления в уполномоченный государственный орган.

Установлено, что разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия трудового договора либо гражданско-правового договора с соответствующим высококвалифицированным специалистом. Предусмотрены последствия досрочного расторжения указанных договоров с высококвалифицированным специалистом, а также условия и порядок продления разрешения.

Предусмотрен порядок уведомления работодателями уполномоченных государственных органов об определенных законом обстоятельствах, в том числе, об исполнении обязательств по выплате заработной платы высококвалифицированным специалистам. Высококвалифицированный специалист, а также пребывшие в РФ члены его семьи должны быть застрахованы по договору добровольного медицинского страхования. Данное условие является существенным условием трудового договора с высококвалифицированным специалистом. Предусмотрено, что высококвалифицированный специалист, а также пребывшие в РФ члены его семьи имеют право оформить вид на жительство на период действия договора с соответствующим высококвалифицированным специалистом.

Установлен порядок условия и последствия самостоятельного уведомления иностранным гражданином уполномоченных государственных органов о том, что иностранный гражданин является высококвалифицированным специалистом.

Кроме того, внесены изменения в механизм регулирования трудовой деятельности иностранных граждан, въехавших на территорию РФ в безвизовом порядке, у физических лиц, не преследующих цели извлечения прибыли. Установлено, что такие иностранные граждане должны получать в уполномоченном государственном органе соответствующий патент. Предусмотрен порядок и сроки получения патента.

По общему правилу, с 1 января 2013 г. все иностранцы, приезжающие в РФ на работу в безвизовом порядке, подлежат фотографированию и дактилоскопической регистрации при выдаче разрешений на работу. Данное правило не распространяется на высококвалифицированных специалистов, а также на случаи, специально предусмотренные международными договорами.

Основная часть положений Федерального закона вступит в силу с 1 июля 2010 г.

Судопроизводство

30 апреля 2010 г. принят Федеральный закон N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», а также ряд законов в развитие его положений.

Заинтересованное лицо, чье право на судопроизводство и/или на исполнение судебного акта в разумный срок было нарушено, имеет право обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение. Установлено, что компенсация присуждается в случае, если нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с соответствующим заявлением (далее – «заявитель»), за исключением случаев действия непреодолимой силы.

Размер компенсации в денежной форме определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Заявление подается в суд общей юрисдикции, либо в арбитражный суд (в зависимости от того, в каком суде рассматривалось дело, в связи с которым было нарушено право заявителя). Предусмотрено, что в качестве судов первой инстанции указанные заявления рассматривают: (а) Верховный суд республики (а также равные ему суды иных субъектов РФ) – по делам, подсудным мировым судьям, а также районным, гарнизонным военным судам; (б) Верховный Суд РФ – по делам, подсудным федеральным судам (за исключением мировых судей, а также районных, гарнизонных военных судов); (в) федеральные арбитражные суды округов. Соответствующие изменения внесены в Федеральные конституционные законы «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и «О военных судах Российской Федерации».

Установлено, что требование о присуждении компенсации может быть изложено в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора. Предусмотрены сроки подачи заявлений о присуждении компенсации. Судебное решение о присуждении компенсации исполняется в трехмесячный срок со дня его поступления на исполнение, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Соответствующие изменения внесены, в том числе, в Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК). Определены критерии разумности сроков судопроизводства в арбитражных судах и исполнения судебного акта. Установлено, что при определении разумности сроков учитывается правовая и фактическая сложность дела, поведение участников процесса, достаточность и эффективность действий суда, а также общая продолжительность судебного разбирательства. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, а также рассмотрение дела различными инстанциями не может приниматься в качестве оснований для превышения разумных сроков производства по делу. Установлено, что если после принятия искового заявления к производству дело длительное время не рассматривается, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю соответствующего арбитражного суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела.

Внесен ряд изменений в положения АПК о процессуальных сроках. Установлено, что срок рассмотрения дела и принятия решения может быть продлен до шести месяцев председателем суда на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело. Аналогичное правило предусмотрено в отношении сроков рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб. Срок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов составляет теперь три месяца (ранее – два месяца).  Изменены процессуальные сроки по делам о привлечении к административной ответственности и взыскании обязательных платежей и санкций. До трех месяцев увеличен срок рассмотрения заявлений об отмене решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение такого решения, о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (ранее тот срок составлял один месяц).

АПК дополнен главой 27.1, в которой содержится регулирование порядка рассмотрения дел о присуждении компенсаций. Установлены сроки подачи заинтересованным лицом заявления о присуждении компенсации, а также требования к такому заявлению. Предусмотрено, что заявление о присуждении компенсации подается в арбитражный суд, полномочный рассматривать такое заявление, через арбитражный суд, принявший решение. Установлен порядок принятия заявления о присуждении компенсации к производству, основания и процедура оставления заявления без движения, возвращения заявления. Заявление о присуждении компенсации рассматривается арбитражным судом в двухмесячный срок со дня поступления соответствующего заявления в суд. Арбитражный суд рассматривает заявление о присуждении компенсации коллегиальным составом судей. Предусмотрен перечень обстоятельств, которые оценивает суд в рамках рассмотрения данной категории дел, а также требования к решению арбитражного суда. Установлено, что решение арбитражного суда по данной категории дел вступает в силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию. Кассационные жалобы на указанные решения рассматриваются в порядке кассационного производства тем же судом в ином составе судей.

В связи с принятием указанного Федерального закона внесены изменения, в том числе, в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об Административных правонарушениях и Бюджетный кодекс РФ.

Федеральный закон вступил в силу 4 мая 2010 г.

Позиция Конституционного Суда РФ. 
Гражданский процесс

21 апреля 2010 г. принято Постановление Конституционного Суда РФ N 10-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 320, части второй статьи 327 и статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Е.В. Алейниковой и общества с ограниченной ответственностью «Три К» и запросами Норильского городского суда Красноярского края и Центрального районного суда города Читы».

Конституционный Суд РФ признал неконституционными нормы Гражданского процессуального кодекса РФ, устанавливающие механизм реализации права апелляционного обжалования  решений мировых судей и полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалоб в той мере, в какой они не предоставляют лицам, о правах и об обязанностях которых мировой судья принял решение без привлечения этих лиц к участию в деле, право апелляционного обжалования соответствующего судебного решения, а также не предусматривают правомочие суда апелляционной инстанции направлять гражданское дело мировому судье на новое рассмотрение в тех случаях, когда мировой судья рассмотрел дело в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания, или разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Конституционный Суд РФ указал, что федеральному законодателю надлежит внести в Гражданский процессуальный кодекс РФ соответствующие изменения с учетом изложенной выше правовой позиции.

Судебная практика
Банкротство

27 апреля 2010 г. принято Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 137 «О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Установлено, что к сделкам, совершенным до 5 июня 2009 г., независимо от даты возбуждения производства по делу о банкротстве, положения указанного выше федерального закона в отношении оснований недействительности сделок применению не подлежат. При этом предусмотренные указанным законом процессуальные нормы о порядке оспаривания сделок подлежат применению после 5 июня 2009 г. независимо от даты совершения сделки, а также от даты возбуждения производства по делу о банкротстве.

Положения указанного выше закона о субсидиарной ответственности соответствующих лиц по обязательствам должника применяются, только если обстоятельства, являющиеся основанием для их привлечения к такой ответственности, имели место после 5 июня 2009 г. При этом нормы указанного закона о порядке привлечения к субсидиарной ответственности подлежат применению судами после 5 июня 2009 г. независимо от даты, когда имели место упомянутые обстоятельства или было возбуждено производство по делу о банкротстве. Дела о привлечении к субсидиарной ответственности, возбужденные вне рамок дела о банкротства, в любом случае подлежат рассмотрению  в соответствии с процессуальными нормами законодательства о банкротстве, действовавшими до 5 июня 2009 г.

Заявления об оспаривании сделок или о привлечении к субсидиарной ответственности, ранее принятые судами к производству в общеисковом порядке, не подлежат передаче для рассмотрения в делах о банкротстве.

Судебная практика 
Защита права собственности

29 апреля 2010 г. принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в котором приводится ряд разъяснений относительно применения судами законодательства о возникновении, прекращении и защите права собственности и других вещных прав.

Постановление содержит ряд разъяснений, в том числе, по вопросам рассмотрения споров, связанных с: (а) защитой права хозяйственного ведения и права оперативного управления государственных (муниципальных) предприятий и учреждений; (б) приобретением права собственности; (в) применением правил приобретательской давности; (г) самовольной постройкой; (д) истребованием имущества из чужого незаконного владения; (е) устранением нарушений прав, не связанных с лишением владения; (ж) освобождением имущества от ареста; (з) оспариванием прав на недвижимое имущество; (и) правами на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома.