ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | Введение моратория на банкротство организаций и индивидуальных предпринимателей в 2020 году (обзор ключевых положений)
06.04.2020

Введение моратория на банкротство организаций и индивидуальных предпринимателей в 2020 году (обзор ключевых положений)

В связи с распространением на территории России короновирусной инфекции 31 марта 2020 года Государственной думой РФ принят проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – «Законопроект»)[1].

Данный документ расширяет полномочия Правительства РФ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Среди многочисленных мер, направленных на защиту населения и экономики страны, новый Законопроект вносит существенные поправки в Закон о банкротстве[2], важнейшей из которых является право Правительства РФ устанавливать мораторий на возбуждение дел о банкротстве. В данном обзоре рассмотрены наиболее значимые, на наш взгляд, положения Законопроекта и проекта постановления Правительства РФ № 428 от 03 апреля 2020 года (далее – «Постановление»), касающиеся банкротства организаций и индивидуальных предпринимателей.

Проект Постановления опубликован на сайте ведомства[3] 04 апреля 2020 года. Документ на шесть месяцев вводит запрет на возбуждение судами дел о банкротстве, если соответствующее заявление подано в суд кредиторами после вступления данного постановления в законную силу[4]. Важно отметить, что мораторий на возбуждение дел о банкротстве вводится в отношении отдельных категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые наиболее существенно пострадали от ограничений, связанных с пандемией коронавируса. На банкротства физических лиц мораторий пока не распространяется.

Организации, на банкротство которых распространяется мораторий, будут определяться по коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Соответствующий перечень кодов ОКВЭД утвержден Федеральной налоговой службой РФ (ФНС России). В этот перечень вошли компании, работающие в сфере авиаперевозок, туроператоры, компании, занятые в сфере организации выставок и мероприятий, гостиничном, ресторанном бизнесе, и др. Полный перечень кодов ОКВЭД опубликован на сайте ФНС России[5].

Под действие моратория подпадают почти 1,3 млн. организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие коды ОКВЭД в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01 марта 2020 года. Кроме того, ФНС России разработала специальный онлайн-сервис[6], с помощью которого можно проверить, относится ли компания или индивидуальный предприниматель к числу лиц, в отношении которых действует мораторий.

Помимо организаций малого и среднего бизнеса, внесенных налоговым органом в указанный выше перечень, под действие моратория подпадают системообразующие, стратегические предприятия и стратегические акционерные общества, а также стратегические организации, обеспечивающие реализацию единой государственной политики в отраслях экономики.  

Согласно Законопроекту, судам предписано возвращать поступившие от кредиторов заявления о признании должников банкротом в течение 6 месяцев с даты введения моратория. Исполнительные производства, а также дела о банкротстве, которые были возбуждены судом до даты моратория, но по которым на дату вступления моратория в силу не введена ни одна из процедур, предусмотренных Законом о банкротстве, подлежат приостановлению.

Также приостанавливается начисление штрафных санкций по договорам за просрочку своевременного исполнения обязательств. Предпринимателям запрещается взыскивать со своих контрагентов неустойки, пени, штрафы, предусмотренные договорами. При этом обращаем внимание, что это правило распространяется только на те категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отношении которых действует мораторий.

Кроме того, в целях дополнительной защиты имущественного положения предприятий и индивидуальных предпринимателей законодатель вводит временный запрет на обращение взыскания на заложенное ими имущество пользу кредиторов, в том числе во внесудебном порядке. Мы полагаем, что суды будут также возвращать иски об обращении взыскания на имущество должника в период действия моратория.

С другой стороны, в целях защиты имущественных интересов кредиторов, компаниям и индивидуальным предпринимателям, подпадающим под действие моратория, запрещается совершать сделки по зачету взаимных встречных требований, осуществлять выплату дивидендов и распределять прибыль между участниками.

На срок действия моратория также приостанавливается обязанность генерального директора компании обратиться в суд с заявлением о признании его компании банкротом при выявлении признаков неплатежеспособности (недостаточности имущества). Аналогичная поправка введена в отношении банкротства физического лица. Однако поскольку на текущий момент действие моратория не распространяется на физических лиц, полагаем, что данное нововведение относится только к индивидуальным предпринимателям.

При этом стоит особо подчеркнуть, что право на подачу такого заявления за руководителем должника сохраняется. Более того, Законопроект устанавливает правило, по которому дело о банкротстве, возбужденное ранее по заявлению кредитора и приостановленное в связи с введением моратория, прекращается, если должник подал собственное заявление о признании его банкротом в период действия моратория.

Данные поправки, на наш взгляд, призваны защитить предпринимателей и менеджмент компаний от привлечения к субсидиарной ответственности по тем обязательствам, которые должники примут на себя в условиях неплатежеспособности (недостаточности имущества) в течение следующих 6-ти месяцев.

Однако стоит подчеркнуть, что вопросы субсидиарной ответственности руководителей в период действия моратория в Законопроекте не урегулированы. Мы предполагаем, что те обязательства, которые примет на себя должник в период действия моратория не будут включены в размер субсидиарной ответственности в том случае, если после окончания моратория в отношении компании все же будет возбуждена процедура банкротства.

На данный момент сложно спрогнозировать, как будет развиваться судебная практика по делам о субсидиарной ответственности за действия (бездействие) менеджмента, совершенные в период моратория. В связи с этим в целях дополнительной защиты от риска привлечения к субсидиарной ответственности, мы рекомендуем руководителям организаций разработать подробный план антикризисных мер для предупреждения банкротства своей компании. Данный вопрос будет нами подробно рассмотрен в ближайших публикациях.

Отдельного упоминания заслуживает вопрос оспаривания сделок, совершенных компаниями и индивидуальными предпринимателями в период моратория. В Законопроекте указано, что все сделки, выходящие за рамки обычной хозяйственной деятельности должника, и в которых размер денежного обязательства превышает 1 процент от балансовой стоимости активов должника, признаются ничтожными.

Помимо этого, увеличивается срок оспаривания подозрительных сделок и сделок с предпочтением, указанных в ст. ст. 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве. Период подозрительности исчисляется с даты введения моратория и распространяется на весь период его действия, а также 3-х месячный срок после его окончания. Данное правило будет действовать в тех делах о банкротстве, которые будут возбуждены в течение 3-х месяцев после окончания моратория.

Данное положение, в том виде, в котором оно сформулировано в Законопроекте, вызывает особую настороженность, поскольку создает серьезные риски для будущих контрагентов пострадавших компаний, потому что фактически любая сделка, которая не является типичной для должника в случае, если ее цена превышает 1% от стоимости активов компании, может быть в дальнейшем оспорена, если в отношении должника в дальнейшем будет возбуждена процедура банкротства. Не исключено, что компаниям, пострадавшим от пандемии, будет значительно сложнее привлекать дополнительное финансирование для поддержания своей деятельности. С другой стороны, предпринимателям теперь придется с особой внимательностью подходить к проверке своих контрагентов и анализу их финансового состояния для того, чтобы снизить риски невозврата задолженности в случае возможного банкротства своих контрагентов.

Еще одним существенным положением Законопроекта является введение упрощенного порядка заключения мирового соглашения между должником и кредиторами. Как отмечено выше, за должником сохраняется право (но не обязанность) обратиться в суд с заявлением о своем банкротстве в период действия моратория. В этом случае должник вправе обратиться в суд с заявлением об утверждении мирового соглашения с кредиторами даже в том случае, если собрание кредиторов его не утвердило. По смыслу положений Законопроекта целесообразность и реализуемость такого мирового соглашения будет определять суд, однако кредиторы вправе возражать против его утверждения, ссылаясь на то, что такое мировое соглашение не имеет экономического смысла, направлено на затягивание процедуры банкротства, не способно обеспечить удовлетворение требований кредиторов в большей степени, чем в процедуре конкурсного производства и направлено на причинение вреда их имущественным интересам.

Данное нововведение представляется достаточно перспективным и, в последствии, может дать существенное развитие практике заключения мировых соглашений в банкротстве юридических лиц, как реабилитационной процедуры по реструктуризации долгов предприятия.

Несмотря на то, что Законопроект в значительной степени направлен на поддержку компаний, пострадавших от пандемии коронавируса, остается открытым ряд вопросов, в частности, касающихся оспаривания сделок, субсидиарной ответственности, возможное злоупотребление должниками положениями Законопроекта о мировом соглашении. Мы внимательно следим за развитием событий и в дальнейшем будем информировать о наиболее значимых изменениях в сфере законодательства о банкротстве.

[1] По состоянию на 06.04.2020 Законопроект одобрен Госдумой в третьем чтении, Советом Федерации РФ и передан на подписание Президенту РФ.

[2] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

[4] Указанный шестимесячный срок будет исчисляться с даты официального опубликования Постановления в Российской газете и иных официальных источниках нормативно-правовых актов РФ. По состоянию на 06.04.2020 документ не опубликован и не вступил в законную силу.